Пятница 25 Май 2018

OPERA, застывшая во времени

Владивостокцам представили фотоработы, посвящённые Приморской сцене Мариинского театра

Выставка художественной фотографии открылась в музее современного искусства «Артэтаж» и с первых же минут удостоилась восторженных отзывов арт-критиков и простых зрителей. Более того, даже сами артисты увидели свой театр с неожиданных ракурсов.

Авторы экспозиции — творческое объединение нескольких приморских фотохудожников, куда вошли Илья Коротков, Ирина Попович, Илья Палиенко, Инга Олейник, Дмитрий Невмержицкий. На Приморской сцене Мариинского театра они работали весь 2015 год. В названии выставки — OPERA — можно усмотреть двойной подтекст. В переводе с латинского это слово означает «сочинение», «труд». Именно так можно охарактеризовать представленные фотографии, которые в большей степени воспринимаются как живописные картины. Кажется, при детальном рассмотрении можно увидеть мазки кисти художника.
Время открытия выставки тоже символично. 2018-й объявлен в России Годом театра и Годом русского балета. Кроме того, в нынешнем году отмечается пять лет появления во Владивостоке Приморского театра оперы и балета, который с 1 января 2016-го стал именоваться Приморской сценой Мариинского театра.

— OPERA возвращает нас к истокам, позволяет увидеть остановленные мгновения первых оперных спектаклей во Владивостоке — «Тоска», «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Сказка о царе Салтане», — говорит Светлана Руснак, куратор выставки, историк, искусствовед, заместитель директора Приморской государственной картинной галереи.

Эти постановки идут до сих пор, и у зрителей есть уникальная возможность познакомиться с закулисьями театра, изображенными на фотографиях.

Фотосессии были организованы для своих приморских учеников известным англичанином Рольфом Гобитсом, который стоял у истоков балетной и оперной фотографии во Владивостоке. Один из артистов Приморской сцены Мариинского театра признался, что поначалу труппа настороженно отнеслась к вторжению в их личное пространство фотографов. Но уже через несколько дней она стали «неотъемлемой частью гримерок, кулис, колосников».

— Хорошая оперная фотография вводит нас в таинственный мир оперы. Раскрывает художественный образ, воплощенный солистом, позволяет разгадать замысел режиссера-постановщика. Удивительно, как крупные клетки пола в первом действии оперы «Тоска» в постановке австрийского режиссера Ханса-Йохима Фрая на фото увеличены настолько, что превращают пространство в шахматную доску. Сидя в зрительном зале, этого увидеть невозможно, — уверена Светлана Руснак. — У хорошей оперной фотографии всегда два автора — фотограф и артист. Хочется только порадоваться за зрителей, которые посредством фоторабот смогут тоньше почувствовать оперу.

У каждого из творческого объединения фотографов свой почерк, стиль, своя стратегия взаимодействия со сценическим пространством.

— Для Дмитрия Невмержицкого важен контекст — динамичная смена декораций между действиями спектакля, хор за сценой. Для Инги Олейник опера — полуреальный мир, пространство миражей и полушепота. Здесь происходит таинство перевоплощения артиста, его вхождения в роль, — говорят организаторы проекта.

Известный приморский арт-критик Александр Лобычев так выразил свои первые впечатления от экспозиции:

— Немею от восторга. До появления этой группы фотографов во Владивостоке не было ничего подобного. Опера и балет способны распространять особую ауру вокруг себя. Желаю, чтобы это творческое ядро распространяло сияние посредством своих работ, и мы бы в нем купались.

Познакомиться с удивительными работами приморских фотографов можно будет до 11 февраля. Вход свободный.

Марина СМИРНОВА.

Фото автора.

Написать комментарий

XHTML: You can use these tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

1 Комментарий (ев)