Почему в Приморье не «приживается» асфальт
Плохие дороги — любимая тема для разговоров. Обычно все объяснения начинаются на слове «воруют», на нем же и заканчиваются. Но всё ли так однозначно?
По наблюдениям приморцев, наш асфальт уходит вместе с дождем, таянием снега или просто растворяется, будто в его состав включают рафинад. Ямочный ремонт — похоже, хроническое состояние для Владивостока и других городов края. Причем, как правило, рабочие трудятся на одних и тех же участках трасс из года в год. Возможно ли победить ямы? Об этих и других дорожных проблемах наш разговор с экспертом в области строительства Виктором Корочиным.
— Ямочность на дорогах я бы разделил на две группы. Есть ямы, которые появились по причине слабого основания. Речь идет о пучинах, просадках, сетках трещин на асфальтобетоне.
— А почему основание слабое?
— Может быть, его строили давно, без учета нынешних нагрузок. Может, грубо говоря, вместо щебня положили комок глины. То есть земельное полотно состоит из скального грунта, но в каком-то месте произошло включение глины. Через короткое время здесь непременно образуется пучина, просадка. Это происходит потому, что глинистый грунт впитывает влагу. Если говорить о дорожных проблемах, то есть объективные причины, а есть субъективные, которые я называл: погрешности, брак в работе строителей.
Вторая группа — ямы, которые образуются от непрочности асфальтобетонного покрытия дороги, притом что основание сделано качественно. Примеры — отрезки дорог на Борисенко во Владивостоке. Почему разрушается покрытие? Опять же, некачественное исполнение строительных работ и неправильное водоотведение. К этому вопросу вернемся позже.
Предположим, что асфальтобетон соответствует всем параметрам качества. Подбор состава — количество щебня, отсева, битума, минерального порошка — правильный. Но стройматериал еще надо транспортировать к месту работ. Он должен быть горячим, температурой не менее 120 градусов. Далее, его надо уплотнить, как положено. Холодный асфальт не уплотнишь. В асфальтобетоне должно быть не более четырех процентов пор.
Но даже если уложено качественное покрытие, но идет постоянный приток воды, которая никуда не уходит, дорога будет разрушаться.
— Наглядный пример — дорога на Фадеева под железнодорожным путепроводом? Там в ливни образуется настоящее озеро, в которое уплывают даже джипы.
— Подозреваю, что эта территория находится в ведомстве железной дороги, потому они не собираются вкладываться в ремонт. Им проще закрыть этот участок для автодвижения.
— Другая головная боль для автомобилистов — крышки сливных колодцев, которые либо проваливаются в бездну, либо возвышаются над уровнем дороги. В обоих случаях — вещь малоприятная.
— Причины опять же две. Первая — брак в работе. Может, строители
поставили некачественное бетонное кольцо. Вторая — проседание произошло в результате эксплуатации дороги. Не исключаю, что во время приемки работ никаких дефектов замечено не было. Но дорога — это не дом, который построили и он спокойно стоит. Дорога ежедневно, ежеминутно подвергается огромным нагрузкам от транспорта.
— Почему нельзя сразу сделать хорошее, прочное, долговечное покрытие, наподобие того, что проложили к саммиту АТЭС-2012 года по трассе М-60?
— Всё упирается в деньги, которых постоянно не хватает. Прокладка подобных дорог требует одновременного вложения огромных объемов финансов. Отсюда пресловутая экономия. Достаточно вспомнить возведение дороги в районе стадиона «Строитель», который сейчас практически всегда тонет при прохождении тайфунов. Там была одна ливневка, которая уходила в море. Мы понимали, что необходимо дополнительное водоотведение. Но это опять же деньги. Нужно делать расчеты, выверять площадь водосбора.
— В чем сложность сделать достаточное количество ливневок?
— Во всем. Недостаточно просто прокопать, грубо говоря, яму. Подземный Владивосток — это настоящий темный лес. При прокладке ливневок обязательно натыкаешься на какие-то кабели, водопровод, другие коммуникации. Исполнительной документации, которая бы давала четкое представление о полной картине подземных систем, как правило, нет. Но однозначно, при наличии денег все проблемы решаемы. В нашем крае достаточно грамотных, знающих людей.
— Приморцы часто возмущаются: почему глубокие ямы сразу не присыпают хотя бы щебенкой? Пока дело дойдет до ремонта дороги, замучаешься стоять в пробках, машины «убиваются».
— А какой смысл в щебне? Его смоет первым же дождем. Вернее, размоет по дороге. Потом его надо будет убирать, прочищать ливневки. На проблему дорог надо смотреть шире. Не привязываться к отдельно взятой яме, это не выход.
— Гарантийные сроки на ремонт одинаковые для всех дорог или разнятся?
— Конечно, везде устанавливаются по-разному. Кстати, во время поездки в Японию был удивлен, когда узнал, что у них гарантия составляет два года. В нашем крае смело обещают четыре года гарантии на асфальтобетонное полотно и восемь лет — на земляное.
— Должны ли дорожники перед глубокими ямами ставить предупреждающие знаки? Часто сами водители просто втыкают туда ветки или автопокрышки.
— Конечно, должны. У каждой дороги есть хозяин. Могу предположить, что в некоторых договорах по содержанию дорог может стоять такой пункт, как ежедневный осмотр подведомственных участков. Но тут должна включаться и гражданская ответственность. Если человек видит, что исчезла решетка с ливневки или образовалась глубокая яма, то надо сообщить об этом в дорожные службы, а не просто возмущаться их бездействием. Тогда рабочие обязаны накрыть ливневку, поставить предупреждающий знак перед выбоиной.
— Сколько стоит отремонтировать один километр дороги? Принято считать, что туда «закатывают» миллионы.
— На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Всё зависит от ширины дороги, плотности движения автотранспорта, от «одежды» полотна: где-то надо насыпать скальный грунт, а где-то, где уже есть основание, достаточно положить щебень и асфальтобетон. Во многом стоимость зависит от того, какие надо переходить коммуникации. К примеру, при строительстве трассы Хабаровск — Владивосток только перенос водовода обошелся в 500 миллионов рублей.
— Приморские водители любят сравнивать состояние наших дороги и трасс в Китае. Сравнение, конечно, в пользу соседей. Почему у них прекрасный ровный асфальт и нет признаков непрекращающегося ямочного ремонта?
— Такие разговоры — «у китайцев всё лучше и дешевле» — считаю дилетантскими. Начнем хотя бы с того, что в Поднебесной «чистые» дороги, под которыми ничего нет. Имею в виду многочисленные коммуникации. И давайте сравним, сколько денег выделяется на строительство дорог в Китае и у нас. У них валовый национальный продукт составляет, если не ошибаюсь, 16 триллионов долларов, а у нас — не более полутора триллионов. При этом территория России намного больше. Сравнивать, конечно, надо, но правильно. Возьмем, к примеру, цены на асфальтобетонное покрытие в Китае и у нас. Не думаю, что они сильно разнятся. То же самое можно сказать о стоимости битума или щебня. Но в чем особенность наших соседей? Им разрешается брать щебень чуть ли не из любой ближайшей сопки. Наша система жутко забюрократизирована. Прежде чем приступить к работам на дороге, надо провести огромное количество согласований. И на любом из этапов может произойти сбой, который в конечном итоге приводит к тому, что мы сейчас имеем.
— Плохие дороги, по мнению горожан, — это следствие коррупции, бездонная бочка для отмывания денег, а потому качественно строить невыгодно.
— Наверное, воруют. Наверное, используют какие-то уловки на уровне проведения аукционов. С этим пусть разбираются правоохранительные органы. Но ситуация, что подрядчик строит дорогу и думает, как бы сделать похуже, чтобы она быстрее развалилась, абсурдна. Вероятность, что на этом участке дороги он появится на следующий год, ничтожна. Но соглашусь, что нередко работы ведутся в ущерб качеству ради экономии материалов. Другой момент — халатность рабочих.
— Если пофантазировать, через сколько лет в Приморье будут идеальные дороги?
— Зачем фантазировать? Нужны деньги в достаточном объеме, в дополнение к этому должно быть четкое понимание, как делать хорошие дороги, правильное проектирование, качественные материалы. Это огромный комплекс вспомогательного производства. Но хочу сказать, что, как бы то ни было, мы движемся в верном направлении. Ужесточается контроль со стороны проверяющих структур, повышается качество дорог, а это гарантия того, что они будут служить дольше.
Марина СМИРНОВА.
Написать комментарий
0 Комментарий (ев)