Суббота 17 Ноябрь 2018

Нить Ариадны

Душу Богу, сердце пастве

 

Фото: Церковь в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Морском кладбище. Фото Мерилл Хаскелл.

Девяносто лет назад, в октябре 1928 года, по решению исполкома Владивостокского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов были снесены здания церкви Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» и владивостокского женского монастыря, располагавшихся на городском Морском кладбище. Так оказалось уничтоженным дело жизни игуменьи Ариадны, жизнь и судьба которой яркий пример истинного и бескорыстного служения богу и обществу.

 

Святая простота

Путь Ариадны (в миру — Августы Александровны Мичуриной) к монашеству оказался прост и трагичен. Родившаяся в 1900 году в г. Чердыни Пермской области, она очень рано потеряла отца, а в 1917 году — и мать. Родственников, готовых приютить сироту, не нашлось, и вчерашняя гимназистка впервые переступила порог местного Иоанно-Богословского монастыря. Попала под опеку игуменьи Руфины, основательницы женской обители. Новую послушницу, посвятившую себя иночеству, назначили в приют для сирот погибших на войне воинов помощницей заведующей и воспитательницей.

Вскоре обитель подверглась гонениям и разграблению, а самые смазливые, на взгляд комиссаров, монахини — физическому насилию. Матушка Руфина была схвачена красными и арестована. Вполне вероятно, ее бы ждал неминуемый расстрел, однако спасло матушку чудо: освобождение Чердыни белыми войсками. Но радость была недолгой — красные наступали, и уже через несколько месяцев, в 1919 году, вместе с Августой игуменья была вынуждена с отступавшими белыми частями срочно покинуть монастырь. Так начался их исход на Дальний Восток, завершившийся в Приморье.

…Анализируя скупые исторические источники, невольно приходишь к выводу: Августа и Руфина, где бы на восточном направлении ни делали свои остановки, всерьез рассчитывали, что каждая остановка — последняя, и надо просто подождать, пока власть безбожников, казавшаяся им временной, не будет свергнута. Так, когда они добрались в Новониколаевск (ныне — Новосибирск), то решили организовать Марфо-Мариинскую женскую общину, а при ней — детский приют, и даже получили соответствующее разрешение. С помощью неравнодушных горожан им это удалось. Августа лично вылавливала на улицах города беспризорных детей. Через несколько месяцев приют (в том числе и ясельная группа!) принял 150 сирот.

Однако фронт Гражданской войны катился на восток, перемалывая и взрослые, и детские судьбы. В феврале 1920 года будущая инокиня Ариадна и матушка Руфина, спасаясь от красных, в тифозном вагоне прибыли во Владивосток. Скиталицы поселились на Седанкинском подворье, поначалу зарабатывали на хлеб мытьем полов и стиркой белья. В конце 1920 года в одной из квартир на 7-й Матросской улице удалось открыть подворье в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия-путеводительница». Помещение было маленькое, всего три крохотные комнатки да кухня, поэтому отправлялись только всенощные бдения, молебны и поминальные службы. После встречи с главным инженером-строителем Владивостокского порта генерал-майором А. И. Исаковым вопрос был решен положительно: организаторы строительства монастыря получили в безвозмездную 20-летнюю аренду четыре десятины Морского кладбища с церковью Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Святая простота! Ну какие 20 лет! Неужели Августа вновь всерьез рассчитывала, что здесь, на краю Российской империи, сохранится островок жизни без большевиков-безбожников? Строительство здания шло, как это ныне говорят, методом «народной стройки», на добровольные пожертвования. В 1921 году городская управа всё кладбище целиком передала в ведение общине. Несмотря на отсутствие основного строящегося корпуса, женский монастырь функционировал: сестры вели хозяйство, смотрели за могилами, помогали в совершении треб, рукодельничали. Благосостояние женской обители росло, как и здание самого монастыря. Несмотря на юный возраст, Августа приглядывала за насельницами и заботилась о них. Ее заботы распространялись не только на монахинь, но и за врата монастыря. Она нередко посещала страждущих с необходимыми вещами и продуктами, помогала устраивать больных в госпиталь.

25 октября 1922 года Владивосток был взят войсками Народно-революционной армии ДВР, началась повторная советизация Приморья. Никуда бежать Руфине и Августе более не хотелось, и они оберегали сестер монастыря до последнего, пока в июне 1923 года не было получено известие об их скором аресте. Вскоре они правдами и неправдами перешли российско-китайскую границу.

А монастырская община на Морском кладбище просуществовала еще пять лет, до тех пор, пока после сноса храма и недостроенного здания монастыря не была разогнана. Общинный дом новые власти приспособили под кладбищенскую контору.

 

Светоч веры и любви

Наверное, не совсем корректно будет так выразиться, но в эмигрантском Харбине божьи сестры вновь, в третий раз (!), «наступили на те же грабли» — да-да, начали с нуля строить новый женский монастырь, Богородице-Владимирскую женскую обитель. И им это удалось! В 1935 году в Шанхае было открыто отделение Харбинской женской обители, заведовать которой стала Августа, позже постриженная в монахини под именем Ариадна. А когда в августе 1938 года матушка Руфина скончалась, настоятельницей монастыря была назначена игуменья Ариадна.

Но… «Человек предполагает, а Бог располагает» — гласит народная мудрость. Ну кто бы мог подумать, что с потеплением русско-китайских межгосударственных отношений и передачей КВЖД в ведение новой российской власти русская эмиграция, не пожелавшая репатриироваться на родину, вновь окажется вынужденной «растекаться» по свету?

Ариадна перебралась в США, где в 1940 году основала подворье в Сан-Франциско. На американском континенте подвижнический талант игуменьи развернулся во всю силу. Так, в Канаде она основала Покровский скит, где разместились пожилые монахини, которым был закрыт въезд в США. А возрожденная ею в США Богородице-Владимирская женская обитель стала одним из самых благополучных эмигрантских духовных заведений.

Игуменья управляла общиной твердой рукой и порой казалась суровой, но многие, кто знал ее, говорили о ней как о светоче веры и любви. В 1990 году был совершен постриг матушки Ариадны в великую схиму. А с 1991 года начался последний предсмертный подвиг матушки Ариадны — подвиг терпения многолетней мучительной болезни. У нее была парализована правая сторона тела, и она лишилась дара речи. Схиигуменья Ариадна тихо скончалась 19 июня 1996 года в 12 часов дня.

Православная церковь высоко оценила подвижнический путь Ариадны — золотым наперсным крестом с украшениями, юбилейным Свято-Владимирским крестом, юбилейной епархиальной медалью.

Комментарий ДВВ дал митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин:

Уже более 120 лет звон благовеста, каждое утро разливающийся над землей Приморской, осеняет молитвенной благодатью дальневосточные просторы нашей необъятной России-матушки. В нынешнем 2018 году Владивостокская епархия отметила свой юбилей отсюда 120 лет назад слово Божие начинало распространяться по тихоокеанским берегам вместе с первопоселенцами. Увы, продлилась такая духовная жизнь недолго, немногим более двух десятков лет, за которые на земле нашей Приморской, тем не менее, успели отстроить десятки храмов. Возведены были и две большие обители, первые на Дальнем Востоке: Свято-Троицкий Николаевский мужской монастырь в Горных Ключах (основан в 1895 г.) и Богородице-Рождественский женский монастырь в Линевичах (основан в 1900 г.). В 1917 г., когда начиналась эпоха гонений на Русскую Православную Церковь, и в последующие годы многострадальная земля Российская была орошена искупительной кровью первых новомучеников. Вскоре и приморские храмы, с такими трудами возводимые отцами-основателями, оказались почти все разрушены… В первой половине 1990-х годов милостью Божией обе эти обители, мужская в Горных Ключах и женская в Линевичах, были возрождены и затем открыты еще три: Серафимовский мужской монастырь на острове Русский, Марфо-Мариинский женский монастырь на Седанке и Казанский женский монастырь в Раздольном. Мы чтим память всех страдальцев за Христа, всех, чьим духовным подвигом нашу веру удалось сохранить и впоследствии приумножить. В их числе была и матушка Ариадна, волею судеб оказавшаяся в годы лихолетья на Дальнем Востоке и пытавшаяся, несмотря на все невзгоды, основать здесь монашескую обитель… На первый взгляд, многие ее труды канули в небытие, так и не увенчавшись успехом. Но только не для Бога. Храмы, возводимые на земле, стоят на Небесах! Каждое зернышко, посеянное на ниве духовной, взрастает сторицей. И в том, что сегодня в Отчизне нашей вновь возрождаются храмы, заслуга таких подвижников, как матушка Ариадна. Вечная ей память, пусть душа ее, столько претерпевшая в земной жизни, ныне водворится в обителях небесных! Аминь.

…Имя «Ариадна» послушница Августа выбрала себе сама, и она, конечно же, знала легенду о греческой девушке Ариадне, вручившей своему возлюбленному нить для выхода из лабиринта. Надо полагать, выбрала не случайно — хотела посвятить жизнь для помощи страждущим — выходить из лабиринтов греховности и безбожия. И ей это удалось: на протяжении своей долгой жизни игуменья раздала страждущим тысячи таких нитей и навек вошла в историю русского православия.

 

Геннадий ОБУХОВ.

Написать комментарий

XHTML: You can use these tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

0 Комментарий (ев)