Воскресенье 29 Ноябрь 2020

Петля Корбут

 

Запрещённый трюк в гимнастике: девочка с косичками боялась его до тошноты, но всё-таки исполняла

 

 

 

 

Ольга Корбут — суперзвезда мирового спорта: четыре золота Игр, невероятная харизма, популярность по всему миру, восковая скульптура в музее мадам Тюссо… Но наследие Корбут — не только титулы и образ «чуда с косичками», как её прозвали после Олимпиады-1972, а ещё и революция в спортивной гимнастике.

 

В 1970-е советская спортсменка показала миру сальто назад на бревне и флик-фляк — прыжок назад с двух ног: эти элементы назвали в честь Корбут. Но главный трюк — конечно, сверхэкстремальная петля на брусьях.

 

 

Трюк разучивали пять лет

 

Петля Корбут — сложнейший и страшнейший элемент.

 

Гимнастка встаёт на высокую часть разновысоких брусьев и делает сальто назад, цепляясь руками за верхнюю перекладину. После этого полуоборота вокруг верхней жерди спортсменку выбрасывает вперёд — она гасит скорость, ударяясь низом живота о нижнюю перекладину и через кувырок назад отпружинивает обратно к верхней.

 

Брусья во времена Корбут располагались близко друг от друга. Сейчас не так: современные гимнастки делают оборот на одной из жердей с прямыми ногами и не задевают вторую — вот как далеко со временем развели брусья. По сути, это уже упражнения на двух перекладинах.

 

А в 1950-х (за 20 лет до Корбут) брусья располагались совсем рядом: динамики в упражнениях недоставало, и в основном девушки выполняли подъёмы и обороты в упоре. Постепенно брусья разводили, но той амплитуды движений, которой достигала Корбут в петле, раньше не возникало ни в одном из элементов. Спортсменка, казалось, вылетала за пределы досягаемости снаряда, но всё же возвращалась с невероятной скоростью.

 

Черновик петли возник случайно: на тренировке юная Оля встала на верхнюю перекладину и сделала сальто, вернувшись на ту же жердь. «Я всегда была креативной. Мне скучно постоянно делать одно и то же», — признавалась Корбут во время визита в Лондон в 2012-м.

 

В течение пяти лет Ольга и её тренер Ренальд Кныш оттачивали трюк, а впервые показали на чемпионате СССР в 1969 году. Несмотря на 5-е место, 14-летняя гимнастка вошла в историю: петля стала первым обратным свободным элементом, выполненным на брусьях.

 

«Петли я всегда боялась. Да, да, да! Даже освоив её до автоматизма, я всегда, до самого последнего дня в спорте, подходила к брусьям — и сердце моё проваливалось в преисподнюю страха. Ватные ноги, головокружение, тошнотворная слабость, — вспоминала Корбут в автобиографии. — Мысль о побеге, о позорном побеге под улюлюканье, под свист зала всякий раз принимала вполне реальные очертания. Быть может, это естественное волнение, посещающее без спроса всех спортсменов.

 

Рен (Кныш) научил возвращать сердце на место и держать эмоции в узде. Оно исчезало само по себе, как бы без усилия с моей стороны, стоило только вздохнуть полной грудью, вытянуть вперед ладони и мысленно произнести: «Ну, начали…»

 

Как Рен учил убивать страх? Всякий раз, когда на тренировке случалось падение — пусть самое болезненное, когда разбиты нос или коленка, — он, едва закончив процедуру успокоения, смачивания йодом и бинтования, категорически требовал ещё раз сделать то, что не получилось. Никакие слёзы, никакие жалобы, никакие уловки не в состоянии были его поколебать, разжалобить, заставить усомниться в своей правоте. «Если не сделаешь сейчас — не сделаешь никогда. Перебори боязнь и боль, ты обязана перебороть, ты увидишь, как это здорово — перебороть себя». И я шла и перебарывала».

 

 

 

 

Мюнхенский «воробышек»

 

Корбут очаровала мир в 1972-м на Олимпиаде в Мюнхене. Эмоциональная и непосредственная, она выделялась на фоне сдержанной советской команды; её улыбка и задорная причёска с хвостиками моментально влюбляли.

 

Газеты называли её «советским цыплёнком», «воробышком» и писали, что она запрыгнула в сердце публики.

 

На Играх-1972 не обошлось и без разочарования для Корбут. 28 августа победой сборной СССР завершился женский командный турнир — тренеры отпустили девушек на прогулку по городу, вспоминал Кныш. Но на следующий день Ольга не пришла на тренировку — ни утром, ни вечером, пропустила и занятия 30-го — в день многоборья.

 

Оказалось, на прогулке ей продуло спину, и она испытывала сильные боли. Вечером на соревнованиях Корбут собралась и три снаряда прошла уверенно, подвели брусья — на коронных упражнениях Ольга сорвалась. Потеряла больше двух баллов из-за грубой ошибки, и это стоило ей золота.

 

Рыдания 17-летней гимнастки видел весь мир. На следующий день Корбут реабилитировалась: золото на бревне и в вольных, а петля принесла ещё и серебро на брусьях.

 

После Игр-1972 об Ольге снимали художественные фильмы, её звали в турне по США, признавали спортсменкой года в Штатах и Великобритании.

 

«Когда Ольга выполняла свои элементы, особенно знаменитую петлю, это была такая фантастическая линия. Ноги были натянуты предельно. Я всегда смотрела и любовалась, это было потрясающе», — рассказывала девятикратная олимпийская чемпионка Лариса Латынина, которая в Мюнхене-1972 была старшим тренером женской сборной СССР.

 

 

Новая эпоха

 

Соперницам и их тренерам не нравилось такое экстремальное усложнение — они, как правило, отмечали опасность сальто на брусьях. Но прогресс побеждал: на последовавшее за Играми в Мюнхене десятилетие петля Корбут стала супервостребованным трюком.

 

«Гимнасты не застрахованы от травм. Но гимнастика — это вопрос самовыражения», — говорила Корбут после карьеры.

 

Конец 1970-х — пик популярности петли: многие исполняли жуткий трюк, некоторые ещё и усовершенствовали. На чемпионате Европы-1977 другая советская гимнастка Елена Мухина исполнила петлю Корбут, добавив винт в сальто. Этот фокус впоследствии назвали петлей Мухиной.

 

Три года спустя — перед московской Олимпиадой — Мухина не проходила в сборную из-за травм. И её лагерь пошёл ва-банк, усилив программу вольных упражнений мужским элементом — сальто Томаса.

 

На сборе перед Играми Елена исполняла программу, но недокрутила сальто и упала на ковёр. Падение обернулось для 20-летней спортсменки переломом шейных позвонков, который привёл к полному параличу. Из-за того что Мухина регулярно исполняла петлю Корбут, многие ошибочно полагают: именно на этом элементе гимнастка получила ужасную травму. Но нет. Кстати, вскоре женщинам запретили сальто Томаса.

 

В 1980-е спортсменки выполняли петлю Корбут на нижней жерди. Также появилась модификация — от Биргит Зюсс из ГДР — сальто вперёд.

 

Тогда же — в 1980-е — спортивная гимнастика значительно изменилась, и петле Корбут не нашлось места в новой конфигурации. Дело вовсе не в опасности: возник запрет вставать ногами на жердь, останавливая при этом выполнение комбинации. Это правило ввели, чтобы сохранить целостность программы — по сути, петля Корбут исчезла не из-за сложности, а из-за неэстетичности.

 

Кстати, другой элемент, названный в честь Ольги, — сальто на бревне — не пропал. Но, в отличие от петли, сейчас это относительно лёгкий трюк — базовый прыжок, который нередко становится частью более сложной комбинации.

 

Гимнастика осталась без петли Корбут, но её супертрюк подтолкнул спорт к развитию. И хотя появились куда более сложные прыжки и перелёты, вряд ли они сравнятся по статусу с петлей — невероятно зрелищной и будто рушащей законы гравитации.

 

 

***

 

Ольга Корбут почти 30 лет живёт в США и избегает общения со СМИ. Её единственное появление в публичном поле — скандальный эфир «Пусть говорят» в апреле 2018-го: тогда Корбут рассказала, что тренер Кныш изнасиловал её перед Олимпиадой-1972.

 

Мария СЕЛЕНКОВА.

 

Блог «Разделка»/ Sports.ru

Фото: East News/AP Photo, imago sportfotodienst; РИА Новости/Дмитрий Донской, Юрий Сомов

Написать комментарий

XHTML: You can use these tags: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

0 Комментарий (ев)