15 февраля 2023, 10:47
12 «друзей» Натальи Соколовой. Во Владивостоке продолжаются аресты чиновников-латифундистов
«Дело 12» — так окрестили журналисты произошедшее на прошлой неделе громкое задержание ФСБ 12 человек — членов банды, которая специализировалась на махинациях с землёй и недвижимостью во Владивостоке.
Следственный комитет возбудил уголовное дело в отношении сотрудников управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ПК, филиала «Роскадастра» по Приморскому краю, краевого учреждения «Управление землями и имуществом на территории Приморского края», а также частных юристов. Всего восемь должностных лиц и четыре гражданских. Они подозреваются в получениях взятки и мошенничестве.
По версии следствия, с 2018 по 2022 год фигуранты делали подложные документы и вносили их в краевой архив «Управления землями и имуществом». На основании этих подложных документов регистрировались объекты капитального строительства и земельные участки, а должностным лицам передавались взятки от 200 тысяч до 1,2 миллиона рублей.
Дома и в офисах задержанных провели обыски. Шестерых членов преступной группы отправили в СИЗО, троих — под домашний арест, ещё троих отпустили под подписку о невыезде.
Как говорят эксперты, за всеми участниками преступной схемы долго следили. Кроме того, сказались показания ранее арестованных по делам с земельными махинациями бывшего вице-мэра Владивостока Натальи Соколовой (ранее возглавляла и краевой земельный департамент), главы городского управления муниципальной собственности Армена Карапетяна и вице-мэра Владивостока Алексея Ляйфера, курировавшего это управление.
Комментирует Полина Козырева, редактор оперативного отдела делового портала «Золотой Мост», проводившего собственное расследование:
— По имеющейся у нашей редакции информации, маховик расследования по «земельным делам» в Приморье только начал раскручиваться, и задержание 12 человек — только «верхушка айсберга». Фигурантами этого расследования могут стать свыше 30 человек — здесь и кадастровые инженеры, и частнопрактикующие юристы, и бывшие «земельные» чиновники, и родственники этих деятелей. В орбиту расследования могут попасть и руководители компаний-застройщиков во Владивостоке, которым благоволили определённые «кланы» чиновников в период с 2016 по 2022 год. Есть вопросы и к получателям земель под садоводческие товарищества в пригороде Владивостока, где вместо огородиков с огурцами и помидорами вдруг появлялись дворцы с охраной и парковками для люксовых авто.
Ситуация с получением земель в Приморье давно вызывала нарекания. Находились десятки поводов для отказа в получении земель под дачные домики и хозяйственные постройки: «не разграниченные земли», «неправильная цель использования земель», «изменение в ближайшем будущем категорий земель», «отсутствие кадастровых планов» и «путаница с границами земельных участков».
Нередко случалось, когда гражданин обращался в государственную структуру для оформления земель, ему вроде бы не отказывали, но при этом говорили, что нужно определить границы участка. Человек оплачивал кадастровые работы, а потом вдруг выяснялось, что буквально несколькими днями ранее подавал заявку на эту же территорию другой заявитель, — и при помощи нехитрых манипуляций участок уходил к якобы «первому» кандидату на данную землю. В дальнейшем претенденту на земельный участок предлагали его выкупить по рыночной цене. Подобный негатив копился годами, люди писали жалобы в прокуратуру, полицию, ФСБ. Наверное, история с сопкой Шошина («Дальневосточные ведомости» подробно рассказывали об этом деле, по которому арестовали Наталью Соколову. — Прим. ред.) стала последней каплей. Той соломинкой, которая ломает хребет верблюду.
Вообще, органы госбезопасности в Приморье проделали титаническую работу, устанавливая все связи — прямые и косвенные — между различными чиновниками, их родственниками и вроде бы посторонними бизнес-структурами. Большое значение имеет и тот факт, что работа следователей Следственного управления СК РФ по Приморскому краю уже приносит свои положительные результаты — большинство фигурантов дел предпочитают не отпираться, а рассказывать о «схемах» по выводу земель. А это означает существенное ускорение следственных и судебных процессов.
Сегодня, насколько нам известно, следователи и органы госбезопасности проверяют большой массив «смежной» информации. Например, есть ситуации с завуалированными «конфликтами интересов». Это когда муж, к примеру, является кадастровым инженером с оформленными ИП, а супруга работает в государственной кадастровой структуре. Естественно, такое родство могло существенно помогать одному из супругов в продвижении своих бизнес-интересов. И хотя такие ситуации формально не имеют отношения к расследуемым фактам криминального оборота земель, всё-таки они показывают, что долгие годы весь этот «бизнес» с выводом земель из муниципального и регионального владения в частные руки имел определённый негативный «инверсионный след».
Теперь во всех этих земельных структурах, конечно же, будет проведена определённая «кадровая ревизия», после чего на место выбывших чиновников могут прийти вчерашние студенты, которые начнут работать без привычек решать вопросы при помощи родственников. Для многих сегодняшних выпускников-«землемеров» начнёт работать «социальный лифт» в администрациях городов и районов, кадастровых структурах.