26 января 2023, 14:32
ДВ пароходство конфисковали под покровом ночи
FESCO переходит к государству. Что ждёт компанию и её акции?

В России, по крайней мере временно, появится новая госкомпания — Хамовнический райсуд Москвы решил изъять в доход государства акции Дальневосточного морского пароходства (ДВМП, головная компания группы FESCO). Решение было принято по иску Генпрокуратуры, конфискации подлежит в общей сложности более 92 % акций.
Бумаги ДВМП на фоне этой новости начали обвал, минимально достигая 33,06 рубля. Finam.ru собрал мнения экспертов относительно того, что будет дальше с компанией и её акциями, а также является ли это событие признаком грядущей «волны национализации».
Суд да дело
Конечными бенефициарами FESCO являются основатель группы «Сумма» Зиявудин Магомедов (32,5 %), а также его партнёры Михаил Рабинович (26,5 %), Андрей Северилов (23,8 %) и Сергей Базылев (9,6 %), говорится в удовлетворённом иске, данные из которого привела газета «Коммерсантъ». Все они, а также брат Зиявудина Магомедова — Магомед — являлись ответчиками по иску.
В иске, который цитирует издание, утверждается, что часть «неправомерно» полученного Магомедом Магомедовым дохода в период его работы в Совете Федерации была легализована «путём приобретения в 2012 году контрольного пакета ДВМП». По версии надзора, законных средств, отражённых в декларациях, у него на сделку не было. «Позднее, в 2018 году, когда МВД заинтересовалось братьями Магомедовыми, они, как считает надзор, начали прятать свои активы от конфискации или продавать их. Так, говорится в иске, братья Магомедовы продолжили «фактически» владеть FESCO в том числе на основании «корпоративных и тайных договорённостей, а также финансовых обязательств», «перераспределив» часть акций между «связанными с ними лицами», — привела газета выдержки из иска.
Вопрос об изъятии в доход государства акций ДВМП, по данным РИА «Новости», рассматривался в суде на протяжении 14 часов, разбирательство затянулось до двух часов ночи. Как следует из решения, изъятые акции составили в совокупности 92,4 %.
Братьев Магомедовых арестовали в 2018 году, и с тех пор они остаются под стражей. В декабре 2022 года их приговорили к 18 и 19 годам колонии строгого режима по обвинению в организации преступного сообщества, мошенничестве и растрате. Как отмечает агентство, прокуратура наложила арест на имущество фигурантов дела более чем на 45 миллиардов рублей и предложила после решения суда не снимать арест, пока весь ущерб не будет покрыт. У Зиявудина Магомедова суд ранее уже конфисковал пакет акций FESCO в пользу государства.
Что будет дальше с FESCO?
Ответчики сообщили, что обжалуют судебное решение. По их данным, после обращения в доход государства акции окажутся в распоряжении Росимущества, которое затем проведёт аукцион по их продаже. Конфискация, как считают ответчики и прокуроры, на деятельность FESCO не повлияет, а лишь приведёт к смене её собственников. Сама компания сообщила, что юристы изучают последствия принятого решения для её международной деятельности.
«Как мы поняли из статьи, прочих акционеров, кроме Магомедовых, привлекли из-за того, что есть подозрения в связанности с братьями, а также вследствие того, что акции были приобретены после возбуждения уголовного дела против совладельцев. В дальнейшем должна быть апелляция и продолжение судебного разбирательства, а также потенциальный иск от прочих акционеров Магомедовым и связанным с ними сторонам. Однако сейчас получается, что 92 % акций ДВМП находится у государства, которые затем будут выставлены на аукцион», — резюмировал итоги разбирательства главный аналитик ИФК «Солид» Дмитрий Донецкий.
По словам эксперта, для компании это плохо потому, что ей придётся сменить руководство, которое себя весьма зарекомендовало в последние два года. «Мы избегаем вложений в ДВМП и рекомендуем наблюдать за ситуацией со стороны до окончательного прояснения ситуации, потому что пока может быть давление продавцов на акции», — подчеркнул Донецкий.
Аналитики InvestFuture отмечают, что доля ключевых акционеров в сумме составляет как раз 92 %, то есть миноритариев решение суда не касается. «Другой вопрос, останется ли компания публичной? И не пойдёт ли по пути «Квадры?», — задаются вопросом эксперты.
Тимур Нигматуллин, инвестиционный консультант ФГ «Финам», подчеркнул, что объём торгов бумагами компании сегодня составляет около $ 1,5 млн. «На мой взгляд, параметры торгов говорят об отсутствии существенной реакции на корпоративные события», — прокомментировал он.
По мнению Нигматуллина, «не имеет смысла обсуждать операционные и финансовые показатели бизнеса в контексте инвестиционной привлекательности до снижения юридических рисков».
Грядёт ли волна национализации?
Антон Весенний, автор Telegram-канала «Ленивый инвестор», в связи с принятым решением суда задаётся вопросом, грозит ли рынку волна национализаций активов. Помимо случая с FESCO, из последних новостей он обращает внимание на ВТБ. Банк до конца января планирует провести допэмиссию на 491 млрд рублей, доля государства при этом вырастет до 88 % с 61 %.
Весенний не ожидает резкого всплеска национализации активов, по крайней мере в текущем году. Толчком к этому может стать обострение геополитической ситуации или ухудшение финансового положения акционерных компаний.
«Национализация скорее будет иметь точечный, «ползучий» характер. Общий тренд очевиден — в пользу огосударствления. Может коснуться в первую очередь иностранных активов (например, банков), но не в форме экспроприации, а выкупа госкомпанией. Многие из них сами готовы выйти с убытком, главное препятствие — указ президента о запрете на подобные сделки», — считает эксперт.
По его мнению, прямой угрозы акциям миноритариев пока не просматривается, это имело бы крайне негативный социальный эффект и обнулило бы все усилия по созданию доверия к фондовому рынку. «Более вероятные риски — размывание долей в госкомпаниях, как, например, в бумагах ВТБ», — заключил Весенний.
Дмитрий НИКИТИН.
Finam