23 августа 2024, 12:00
Есть только турник между прошлым и будущим
Алексей Грачев из Владивостока — про любовь к перекладине, стёртые мозоли и красоту уличного спорта
Стыдно признаваться, но надо: никогда я не слышала про воркаут. На могучих бодибилдеров в тренажёрке и за его пределами насмотрелась во множестве, но с «турникменами», как порой называют фанатов уличных тренировок, не сталкивалась никогда. Слово, конечно, было знакомое — что-то про спорт на городских улицах. Ну, тренируются себе люди, что тут интересного.
Но вот на днях знакомая прислала видео, как в Нагорном парке тренируются ребята из команды Workout Vladivostok, и было мне откровение, потрясение и восторг. Атлеты творили невероятные вещи! Взлетая в небеса и возвращаясь обратно, успевали выполнять сложнейшие элементы, от которых у зрителей дух захватывает. Вдохновившись, немедленно взялась искать организатора и таки нашла.
Как они это делают, что такое воркаут и кому это нужно — в интервью ДВВ рассказывает Алексей Грачев, увлечённый, неординарный молодой человек, давний поклонник этого вида спорта, основатель детской секции «Workout. Улица спорта».
Воркаут (workout — в переводе с английского тренировка) — это тренировки на оборудованных спортивных площадках или в любом подходящем месте прямо на улице. Атлеты выполняют различные упражнения: от самых простых — подтягивание, отжимания — до таких сложных, как «походка бога», «копьё», «выход ангела».
Этот вид спорта пока ещё не олимпийский, но соревнования проводятся постоянно — от городского до мирового уровня. Сборная РФ по воркауту — одна из сильнейших в мире. Наши спортсмены занимают призовые места на крупнейших международных чемпионатах.
— Алексей, как началось ваше увлечение?
— Воркаутом стал заниматься лет с 12. Сейчас мне 20. Получается, почти полжизни в этом виде спорта. Начинал с обычных упражнений на уличных турниках, дальше — всё сложнее и всё интереснее. Сейчас я уже не столько атлет, как тренер. Прошёл специальные курсы подготовки детских тренеров, открыл секцию и уже больше четырёх лет тренирую ребят из Владивостока. Одновременно тренируюсь сам, хотя не успеваю, как раньше, заниматься по нескольку часов три раза в неделю.
— Любовь к спорту — это от родителей?
— В нашей семье никого нет, кто бы так серьёзно увлекался спортом, но меня водили в разные секции лет с трёх. Сначала самбо, потом дзюдо. Потом я проиграл соревнования, потому что не хватило характера, расстроился и пошёл в танцы. Это оказалось совсем не моё. Я начал на улице пробовать какие-то элементы делать, подтягиваться, но без выдающихся результатов.
И тут папа сказал: «Сделаешь “офицерский выход”, дам тысячу рублей!» Восемь лет назад это были приличные деньги для мальчишки. Я, конечно, загорелся.
— Что такое этот «офицерский выход»?
— На словах объяснить сложно. В общем, сначала нужно взяться за перекладину разнохватом, то есть одна рука прямым, а другая обратным хватом… Элемент довольно популярный среди спортсменов. Не самый сложный, но подготовки требует хорошей.
Короче, на следующий день я сделал этот свой первый «выход». Денег папа, правда, по сей день не заплатил, но самое тёплое воспоминание осталось.
«Любовь к турнику лежит через толщину твоих мозолей»
— Вместе с потрясающим видео ваших показательных тренировок мне прислали фотографию, где крупным планом — кровавые ладони мальчика, который недавно пришёл в секцию. Смотреть и то больно.
— Ничего страшного. Это нормально, это естественно. Такое регулярно происходит. Мозоли рвутся постоянно, на каждой тренировке — по две-три обязательно. У одного из наших взрослых атлетов однажды был антирекорд: одна тренировка — 17 мозолей!
Конечно, мозоли можно срезать, всё восстановится, и будут вам обычные руки. Но пока занимаешься, без мозолей не обойтись.
— Но вам так же больно?
— Нет. Руки со временем привыкают. Когда есть страсть, есть желание чему-то научиться, сделать ещё один крутой элемент или креативный трюк, на это не обращаешь внимания.
«Как же я радовался за него!»
— Не каждый может стать тренером, и тем более детским. Почему вы?
— Просто очень люблю детей. Нравится с ними работать. Я понимаю их, чувствую. Знаю, как им тяжело, но поддерживаю и мотивирую, убеждаю, что надо работать, иначе результата не будет.
Ещё есть особые, очень сильные эмоции от успехов ребят. Когда видишь, что через год занятий они уже, как мотыльки, порхают на перекладине или когда неожиданно начинают творить чудеса. Как, например, наш восьмилетний атлет. Он уже год тренируется и как-то застопорился на базовых элементах, а пару тренировок назад вдруг начал их делать — легко, красиво! Как же я удивился, как я радовался за него!
Восторг, доступный каждому
— Чтобы заниматься воркаутом, нужны какие-то особые качества?
— Абсолютно любой человек может прийти в воркаут, научиться выполнять самые сложные элементы. Условие одно: жёсткая дисциплина, постоянство тренировок и тяжёлый труд.
— Это исключительно мужское занятие?
— Нет, конечно. В нашу детскую секцию сейчас ходят пять девочек восьми-девяти и 12–13 лет. У всех огонь в глазах! Они уже знают, что сделать лач гейнер с турника — заднее сальто с последующим соскоком — это просто восторг!
Есть и взрослые. Недавно пришла девушка лет 30. Выучила элементы, порвала мозольку, но всё равно очень вдохновилась. Собирается ещё и сына привести.
Люди достигают впечатляющих результатов независимо от возраста. В воркауте, как и в жизни, для успеха главное — поставить цель и идти к ней. Около года назад у нас появился мужчина лет 45. Результат превосходный — он сбросил вес, подтянулся, выносит тяжёлые нагрузки, делает сложные элементы, хотя раньше даже подтягиваться не мог. У человека новое тело и новый образ жизни. Он даже профессию поменял.
— Вы не пробовали участвовать в конкурсах грантов? Ваш проект — самый что ни на есть социальный: спорт, здоровье, молодёжь.
— Очень хочу, но пока нет времени. Написать заявку на грант — это большая работа, здесь важно хорошо разбираться в деталях. Поддержка нам очень нужна. Мы бы приобрели более комфортное, более современное оборудование — перекладины, брусья и особенно спортивные маты, которые сегодня самый дорогостоящий спортинвентарь в воркауте.
Поворот на 540 градусов — ты сможешь!
— Где можно увидеть выступления вашей команды?
— Каждую субботу с 19:00 и до темноты мы в Нагорном парке. Это тренировка и показательные выступления одновременно. Всегда много народу собирается, и это очень нас стимулирует. Когда зрители поддерживают, реагируют, атлет получает море адреналина и с лёгкостью выполняет даже самый сложный элемент.
Представляете, нужно «войти» в поворот 540 градусов вокруг себя, а у тебя вдруг «зацеп», тебе тяжело, страшно, но когда все вокруг кричат и поддерживают, ты делаешь это.
— Вы задумываетесь, чем будете заниматься через десять лет?
— Да. Но это секрет. У меня очень интересный, возможно, неожиданный взгляд на жизнь и чёткие планы на будущее, которым я следую. Проживать «день сурка» — это не про меня.
— Алексей, вы замечательный! Такие ребята — гордость не только семьи, но и всего города. Папе-то передайте, пусть тысячу возвращает. Шучу, конечно.
Больше авторских текстов и новостей в Telegram-канале (18+)!