Владивосток

+16°
93.44
99.57
Культура

31 мая 2023, 10:14

«Это полный джаз» или что слушал Владивосток в последние десять лет

Автор: Мария Стеблянко

Об изнанке концертного бизнеса – в эксклюзивном интервью ДВВ

«Это полный джаз» или что слушал Владивосток в последние десять лет

Владивосток пестрит афишами звёзд отечественной и мировой музыки, хотя после пандемии их количество заметно поубавилось. О том, как изменились музыкальные пристрастия владивостокцев, как не нарваться на мошенников при покупке билетов, о трибьют-проектах и райдерах звёзд рассказал в интервью «Дальневосточным ведомостям» генеральный директор концертного агентства «FUSION» Дмитрий Барков.

– Дмитрий, вашему агентству скоро десять лет. Помните, как и почему вы начали привозить во Владивосток звёзд рока и джаза? 

– Всё произошло спонтанно… Я и мой сын, с которым мы ведём этот бизнес, – мы оба интересовались музыкой. Я профессиональный меломан: с шести лет слушаю музыку, занимаюсь коллекционированием винила, привозом редких пластинок из Японии для ценителей, работал музыкальным редактором на радио VBC в самом начале его пути, в магазине СD-Land и многих других музыкальных проектах.

Сын тогда играл на барабанах в одной из владивостокских групп. Собственно, это была его идея – привозить сюда крутых исполнителей.

В апреле 2014 года мы впервые привезли во Владивосток, в клуб «Паллада», питерскую метал-группу The Korea. Это был настоящий фурор среди поклонников тяжёлой музыки нашего города.

Начинали с российского хард-рока, потом начали возить звезд зарубежной тяжелой музыки. Годах в 2017 начали добавлять в репертуар джаз. Привозили американских и европейских исполнителей, звёзд мирового джаза и фьюжн: Guthrie Govan, Sy Smith, Alex Hutchings, Ronald Baker. Помогали с привозами Международному Джазовому фестивалю в Приморской филармонии. По сути, все значимые джазовые привозы последние пять лет делаем мы.

[Здесь находится галерея]

– Вот интересно, как вы принимаете решение, кого везти, а кого нет? Наверное, мало любить музыку, нужно ещё что-то понимать в бизнесе? Как вообще происходит работа концертного агентства? 

– Есть специалисты-аналитики, которые определяют, какую аудиторию тот или иной артист может собрать. Но есть ещё знакомые промоутеры в других городах, с которыми ты общаешься, узнаёшь, как у них прошёл концерт. Есть определённые паблики, сайты, нужно за всем этим следить и анализировать, постоянно быть в музыкальной тусовке, улавливать запросы слушателя.

Конечно, мне помогают два высших образования, я учился управлению бизнесом в Японии и Италии… Работа концертного агентства на разных этапах – это работа очень разных специалистов по продвижению, звуку, свету, организации (на больших концертах бывает задействовано до 100 человек). В штате агентства постоянно работает всего два-три человека, остальные на аутсорсе. Моя задача – вовремя подключить разных специалистов, в зависимости от проекта. Чаще всего всё идёт по плану, но иногда это полный джаз.

Какими концертами особенно гордитесь? 

– Из наших мощных проектов: Rage (метал-группа из Германии – Прим.ред.), Sabaton (шведская хэви-пауэр-метал группа, – Прим.ред.), три раза привозили U.D.O. (сольный проект Удо Диркшнайдера, бывшего вокалиста немецкой рок-группы Accept, – Прим.ред.), которых знают все поклонники тяжёлой музыки, Guthrie Govan (один из лучших джаз-фьюжн гитаристов в мире, –Прим.ред.). Вообще старались в год привозить по четыре-пять зарубежных проектов, пока это было возможно до 2020 года.

Из российских мы последние годы привозим легенд 90-х: например, группы «9-й район» (в сентябре, кстати, снова будет их тур по Дальнему Востоку, заедут и к нам с концертами), "Воскресение", "Черный Кофе", Артур Беркут...

Наверно, очень сложно работать с такими звёздами? У них и райдеры соответствующие… 

– Как правило, мы работаем с адекватными людьми, и райдеры (перечень условий и требований, предъявляемых артистом, музыкантом или творческим коллективом к организаторам выступлений, Прим.ред.) у них адекватные. Зачастую они идут навстречу. Например, если в райдере значится виски за 30-50 тысяч рублей, всегда есть возможность обсудить альтернативу. Недавно мы привозили шведскую группу, им обязательно нужна была хорошая кофе-машина в гримёрке, пришлось купить. А в целом джазмены и рок-звёзды более лояльны, чем поп-звёзды.

А форс-мажоры бывают?

– Всякое бывает. Например, именитый джазовый исполнитель не успел на рейс, и мне за сутки нужно было сообщить людям, о переносе концерта. В таких случаях многие забирают деньги, а это не очень приятная история с точки зрения организации и нервов.

Как-то вокалистке одной из европейских групп выбили зуб прямо на концерте, когда она работала с аудиторией. Кто-то из зрителей в фанатских конвульсиях шибанул головой по её микрофону. Пришлось везти её к моему стоматологу, который максимально быстро и хорошо всё восстановил, при этом она сказала «у нас в Европе так не делают, я приеду к вам лечиться».

А однажды у нас чуть не умер директор одной из зарубежных групп. Он сам, без нашего участия, заказал суши в какой-то левой конторе, съел их, и через час ему стало плохо. Закончился концерт, все выходят на автограф-сессию, а он лежит в туалете, его всего колбасит. Приехала скорая, еле откачали! Я тогда подумал, что это мой последний концерт...))

А сейчас, после пандемии и других мировых событий как обстоят дела с зарубежными исполнителями?

 Есть агентства, которые не выжили в пандемию совсем. Мы не прекращали работу и в 2020, и сейчас продолжаем начатое: например, в этом году привозили французского джазового вокалиста Мэлвина Трэвиса и известного итальянского тенора Лука Миннели. Конечно, такие культовые группы, как AC/DC, Metallica, Depeche Mode, скорее всего, в Россию уже никогда не приедут. Кто-то по причине ситуации в мире, кто-то просто уже мало гастролирует. Поэтому у нас в стране сейчас появилось много интересных трибьют-проектов. Мы, кстати, были одними из первых во Владивостоке, кто начал их возить, причём делаем им концерты с симфоническими оркестрами. Конечно, мы работаем только с теми, кто официально разрешён и у кого есть права на исполнение этих песен.

– Давайте уточним для читателей на всякий случай, что такое «трибьют». 

– Трибьют – это когда музыканты исполняют песни какого-либо известного музыканта или группы, при этом стараются быть максимально похожими на эти группы, а некоторые даже перенимают привычки своих кумиров. В переводе с английского слово «tribute» означает «дань уважения». Музыканты, которые создает трибьют, как правило, фанаты этой музыки.

– Говорят, в трибьютах есть настоящие самородки, например, Погодаев?

– Да, якутский певец Пётр Погодаев – это будто бы реинкарнация Виктора Цоя. Мы его привозим во Владивосток последние четыре года (в следующем году будет пятый), он даёт по три-четыре концерта, и везде аншлаги. Погодаев со своими музыкантами начинал полностью как трибьют-бэнд «Кино», но в последние два года стал сочинять свои песни, в которых слышны отголоски «Кино». Можно сказать, современный вариант группы.

– За последние три года во Владивостоке участились случаи отмены или переносов концертов, с чем это связано?

 На рынок зашло много ребят, которые к этому бизнесу имеют опосредованное отношение, которые просто хотят получить быструю прибыль. Наша же основная задача – поднимать культурный фон в городе, продвигать качественную музыку и делать рынок максимально интересным и комфортным для слушателей.

– А что людям делать, чтобы не нарваться на таких «промоутеров»? 

– Нужно внимательно смотреть, когда вы покупаете билеты, кто бенефициар, кому вы платите деньги, кто привозит этого исполнителя. На рынке Владивостока есть основные игроки, их всего пять-шесть, которые работают давно, постоянно и относительно стабильно. Кроме «Фьюжн» это, например, «Небо», «Андеграунд», «Владивосток», BSA... Конечно, к этим агентствам доверия больше. Что касается остальных, есть определенные риски, что концерт могут перенести или отменить. Кроме того, нужно смотреть, где вы покупаете билеты, ведь билетные операторы тоже обязаны проверять концертные агентства. В крае сейчас больше доверия к vl.ru (местный оператор), Kassir.Ru – это федеральный билетный оператор, постепенно выходит на рынок Яндекс.Афиша.

– За эти десять лет музыкальные пристрастия владивостокцев поменялись?

– Могу сказать, что Владивосток становится городом, который любит джаз и просто хорошую качественную музыку. Моя мечта – сделать фестиваль джаза где-нибудь в августе-сентябре у моря, на открытой площадке. Но для этого нужны серьезные инвестиции или гранты.

Нужно обратиться за поддержкой властей!

– Что касается поддержки властей, я могу провести такую параллель: я уже 14 лет занимаюсь греблей. Начинал на лодках класса «дракон», в последние три-четыре года занимаюсь океанской греблей на аутригерах (океанское каноэ). Это серьёзный, профессиональный вид спорта, который распространён в Азии, на Гаваях, Таити, там, где есть открытые пространства воды и волны. У нас во Владивостоке тоже есть сообщество таких спортсменов, мы немного фанатики, каждый день тренировки. Мы на соревнования в Сингапуре, Гонконге, Корее достойно представляем город и страну, поддержка, конечно, нужна. Но она в основном только на бумаге, всё делается на свои деньги (а одна лодка стоит как автомобиль). Кстати, 10 июня на Патрокле будут очень интересные соревнования Al Paddles по всем видам океанской гребли, приходите!

– А что вы можете сказать про музыкальные площадки Владивостока? Вот, например, Феско-холл, ну там же совершенно неудобно слушать что-то драйвовое… 

 Феско – это единственный тысячный зал. Хорошие звукари могут, кстати, отлично озвучить и эту площадку. Все остальные площадки, с которыми мы работаем, – Приморская филармония, клубы (для джаза – «Синкопа» и «Контрабанда», для рока – «Ханс», «Тринити» и Zabriskie Point, Gastrolli-Grill), – вмещают гораздо меньше людей. Есть ещё «Фетисов Арена», но если ты берешь эту площадку, тебе нужно понимать, что группа соберёт несколько тысяч человек, а таких в России осталось – по пальцам пересчитать.

– Какие ближайшие концерты нас ждут? 

 Ближайший концерт в филармонии будет 2 июня, это Карина Кожевникова – одна из лучших джазовых вокалисток России, обладательница шикарной джазовой техники, и, пожалуй, единственная российская исполнительница, которую принимает мировое джаз-сообщество. Её называют русской Эллой Фицджеральд, ей, кстати, и будет посвящён концерт. В ноябре будет замечательный мюзикл «Далида» о жизни великой французской звезды, а 18 ноября - концерт лучшего джазового гитариста страны Евгения Побожего с его квартетом супер-виртуозов в рамках Фестиваля джаза в филармонии. 9 декабря в Феско-холл будет замечательный Tribute to Depeche Mоde с симфоническим оркестром от проекта «Enjoy The Simphony». А также ещё много интересных концертов и приятных музыкальных сюрпризов от нашего агентства до конца этого года.

Слушать

С нами на волне

Vladivostok FM106.4 FM