Владивосток

+12°
94.09
100.53
Культура

17 марта 2023, 10:32

Геофизик и лирик: атлант, держащий небо

Автор: Василий Авченко

Геолог, бард Александр Городницкий, много певший о Владивостоке и Тихом океане, отмечает 90-летие

Геофизик и лирик: атлант, держащий небо

Фото: gorodnitsky.com НА ФОТО: С Булатом Окуджавой и Юлием Кимом, 1980-е

Городницкий — из того поколения поющих поэтов, где были легендарные Анчаров, Высоцкий, Окуджава, Галич, Визбор; наряду с Юлием Кимом — один из последних могикан. Какой советский человек не слышал «Атлантов», «Парусов «Крузенштерна», «Перекатов»? Геологическая судьба провела Городницкого через весь мир — от Африки до Америки, от Сибири до подводных руин Атлантиды. Не стал исключением и Дальний Восток, о котором Городницкий много писал и пел. 

Присоединяясь к поздравлениям, «ДВ ведомости» вспоминают пути и строки Александра Моисеевича.

Он родился в Ленинграде 20 марта 1933 года, пережил блокадную зиму, после чего был эвакуирован по «дороге жизни» в Омск. Окончил Ленинградский горный институт по специальности «геофизика». Работал в Енисейской экспедиции, в НИИ геологии Арктики, Институте океанологии имени Ширшова, участвовал в морских научных походах. Доктор геолого-минералогических наук, один из ведущих российских учёных в области геологии океана и тектоники морского дна. Редкий случай — он реализовался и как учёный, и как поющий поэт, объединив в себе физика и лирика.

Песни начал писать в конце 1950-х, в знаменитом «Туруханском крае» (север Красноярщины), где когда-то отбывал ссылку Сталин. Явное влияние на их тематику и стилистику оказал местный контингент — рабочими в геологические партии зачастую нанимались бичи, бывшие заключённые. Молодой геолог исполнял песни у костра, и они уходили в народ: «Перекаты», «Снег», «Песня полярных лётчиков»… Пожалуй, самой легендарной песней того периода стала «На материк» («От злой тоски не матерись…»). «Я написал её в Туруханском крае в 1960 году как подражание “зековским” песням… Уже на следующий год во время полевых работ… наши рабочие, среди которых бывшие “зеки” составляли немалую часть, слегка подвыпив, стали петь старые лагерные песни и, к моему удивлению, спели эту мою», — вспоминал много лет спустя Городницкий. Он попытался тогда доказать, что песню сочинил он; ему не поверили и чудом не прибили. А впоследствии обманулся даже писатель (тоже геофизик по профессии и романтик по духу) Олег Куваев. Он цитировал эту песню в романе о поисках золота на Чукотке «Территория», аттестовав её как произведение «местного поэта». Хотя действие романа происходит раньше, чем песня в действительности была написана…

Городницкий пел о геологах, лётчиках, моряках, городах, островах. Его песни — лирический путевой дневник и одновременно — учебник географии. Немало страниц в нём отведено Дальнему Востоку: Ледовитому океану, Сахалину, Берингову и Охотскому морям, Курилам, Владивостоку, Магадану, где Городницкий встречался со знаменитым певцом и бывшим заключённым Вадимом Козиным.

Встречаются дальневосточные сюжеты и в воспоминаниях Городницкого «И вблизи, и вдали»; приведём один из них. «На острове Кунашир, где расположен грозный современный вулкан с обманчиво-ласковым именем Тятя, местные жители поведали мне весьма поучительную историю, довольно точно отображающую возможности современной вулканологической науки. У них в Южно-Курильске выступал как-то один из известнейших наших вулканологов, профессор, доктор наук, автор многих книг о вулканах. Он рассказывал о признаках, по которым можно опознать угрозу близкого извержения. Лекция прошла с большим успехом. После лекции заинтересованные слушатели спросили у профессора, когда, по данным науки, можно ожидать извержения вулкана Тятя. Вопрос, сами понимаете, не праздный: вулкан — вот он, из окна виден. Лектор успокоил собравшихся, обстоятельно разъяснив, что следующего извержения следует ожидать не ранее, чем через сто лет. Все, довольные, разошлись по домам, а на следующее утро неожиданно началось сильное извержение Тяти, и в первых рядах бегущих видели уважаемого профессора».

[Здесь находится галерея]

В 1970-х годах Городницкий навестил знаменитого дальневосточного капитана и художника Павла Куянцева (1912–1997) в его владивостокской квартире в районе Столетия. Вскоре появились строки:

…Художник Куянцев  он был капитаном,

И море — его постоянная тема.

Две вещи он может писать неустанно:

Простор океана и женское тело…

Упрятаны в папки его акварели,

Полны необъятного солнца и ветра,

И я закрываю глаза — неужели

Бывает вода столь различного цвета?

Есть у Городницкого и отдельная песня, посвящённая Владивостоку. Начинается она так:

У края Земли сижу взаперти,

Мой стол без еды, а окна без стёкол.

Сирены поют, и ветер свистит,

И дождь моросит над Владивостоком…

Слушать

С нами на волне

Vladivostok FM106.4 FM