03 декабря 2025, 10:38
Кого за баранов держат
«Барангейт» в Приморье: лапа тигра или рука маньяка? Конфликт разрастается, массовая резня на ферме продолжается
Жуть, накрывшая край: массовое умерщвление баранов на ферме в Надеждинском районе. Такого у нас ещё не было, чтобы почти, как в песне, «и одною пулей он убил обоих» — меткими выстрелами точно в шею прикончили сразу 37 животных. Это официальная версия произошедшего, озвученная министерством природы Приморья. Чиновники не поверили фермеру, который заявил, что бараны погибли от клыков тигра, и провели собственное расследование с привлечением местных светил в области ветеринарии.
Не тигр, однозначно
Буквально за два дня специалисты центра диагностики болезней животных Института животноводства и ветеринарной медицины Приморского государственного аграрно-технологического университета под руководством кандидата ветеринарных наук, доцента Ирины Коротковой вынесли вердикт: «смерть трёх особей наступила в результате огнестрельных ранений, у двух баранов обнаружены колотые раны, нанесённые с использованием острого предмета. Ещё у двух животных механических повреждений на теле не обнаружено… Результаты патологоанатомического исследования позволяют с уверенностью исключить версию о гибели 37 животных в результате нападения амурского тигра».

Кто мы такие, чтобы сомневаться в версии крупных специалистов? Но вопросы-то задавать можно! Даже дилетантские. Например, почему на основании «неполного вскрытия семи туш баранов» делается однозначный вывод, что тигр не убивал и остальных три десятка животных? Почему на исследование забрали не всех погибших? Или они не укладываются в общую картину? А из какого оружия стреляли в несчастных? Что вызвало смерть — пуля или дробь?
И если это сто процентов не тигр, почему до сих пор не стоит на ушах полиция? В районе фермы, похоже, окопался опасный вооружённый маньяк, который, не останови его, с животных перебросится на людей. С маньяками обычно так и происходит.
Я спросила в пресс-службе УМВД Приморья, почему не возбуждено уголовное дело хотя бы по статье «Жестокое обращение с животными». Мне ответили, что официальные результаты ветеринарной экспертизы, разошедшиеся по всем СМИ, в правоохранительные органы до сих пор не поступили. Ждут.
Как-то странно это всё. Кто-то зверски расправился со стадом баранов, и как нам успели объявить сверху, это был не тигр. Как мы тут снизу поняли, это была прицельная стрельба на поражение. Матёрый убийца ворвался в загон и завалил всех. Стрелял из оружия с глушителем: выстрелов никто не слышал. Кого-то застрелил, кого-то изуверски заколол.
ЧП краевого масштаба, а следствие ведут колобки, ой, ветеринары.
Тигр под прикрытием, эксперт под подозрением
Тем временем в интернете засветилось шокирующее видео. Всё-таки их убил тигр, утверждает на камеру человек, профессионально и со знанием дела демонстрируя характер повреждений трупов:
«Похоже на типичную картину нападения тигра. Места прокусов характерны для тигра. Расстояние между клыками — классическая картина.
Нет следов когтей по телу жертвы, значит, для тигра она небольшая, и он справляется с ней исключительно пастью. Удерживает за шею. Шея сломана. Видимо, когда тащил животное, перехватил.
Смотрим на разрезе. Видно, что она именно переломана. Компрессионный перелом. Всё раздроблено. Куски мозгового вещества.
Убийство произошло довольно быстро».
Фермер Журабек Шодиев показывает последнюю жертву атаки на стадо баранов и предполагаемые следы тигра на снегу
После этого откровения началась открытая травля ветеринара. Какие только обвинения не посыпались в адрес человека, посмевшего заявить о причастности к «барангейту» тигра. Первым делом, конечно, «вы фсё врёте», это фейк. Дальше больше — да это «подсадной агент»! И совсем уж невозможное — про адские планы по «дестабилизации общества и государства на Дальнем Востоке через тему амурского тигра»! Вот это заход, да?
Все, кто назовёт тигра убивцем, раскачивают лодку — теперь у нас так. Тигра — только любить. Тигр — священная корова. Тигр всегда прав. Тигр гуляет, где хочет. Тигр живёт на своей исконной территории, а мы здесь пришлые и вообще случайно уцелевшие кадры.
Происходит то ли настойчивая подмена понятий, то ли банальная подстава. Нехороши оба варианта, но смысл, кажется, один — запугать людей так, чтобы они и думать не думали требовать от местных чиновников защитить их от тигров, которые сегодня, чтобы там ни говорили их ревностные защитники, являются серьёзным источником опасности.

— Пойми же ты, тигр для человека не страшен, — убеждал меня намедни знакомый охотник. — Вот ты стоишь, и он никогда на тебя не бросится. Просто стой. Не делай резких движений. Не поворачивайся спиной. Он снизу на тебя посмотрит и пройдёт мимо. А вот если ты сидишь, да спиной к тигру, да на корточках, натурально, кинется. Рыбака, помнишь, задрал? Мужик сидел с удочкой, согнувшись, и тигр напал сзади, как на добычу.
Понимаю. Всё равно жутко. Всего двое погибших от «лап» тигра приморцев — так себе утешение. Растиражированные правила спасения от хозяина земли приморской — укрываться за высокими заборами, по темноте не шастать, на ночь прятать коров и собак по домам, находясь в лесу, постоянно стучать по дереву чем-нибудь звонким, носить с собой фальшфейер — страхов, увы, не убавляют. Особенно если жить там, где люди традиционно кормятся рыбалкой и лесом, держат домашний скот и собак, и тигры в эти места заявляются постоянно. То собаку снимут, то корову задерут… Люди вечером из дома во двор боятся выйти.
Да уже и сказать-то опасаются, как страшно жить «на подселении» у тигра. Того и гляди — того. Цыплёнок жареный, цыплёнок пареный…
Похоже, нас держат за баранов
В воскресенье я собралась ехать в Нежино. Хотела увидеть место кровавого побоища и фермера, которого сейчас обвиняют во вранье про тигра-убийцу — давайте уже называть вещи своими именами! — и попытке сорвать куш в виде компенсации за павших баранов.
Планы спутал… тигр! В субботу, едва за семь утра на часах, позвонил мне Журабек Шодиев, тот самый фермер: «Приезжайте сегодня, тигр снова к нам приходил. Уже под утро. Завалил барана, поволок прочь, но мы его отогнали. Барашек мёртв, тигр где-то рядом».
Честно сказать, стало мне как-то не по себе. Ну да, сидеть в позе рыбака я там не собираюсь, «к тигру только лицом, стучать по дереву» — помню, и охотнадзор, оперативно прибывший изымать тигра, рядом будет, а всё равно тревожно.
— Ну что, едем? — прервал мои размышления муж. — Отвезу, мне самому интересно, кто там банда — тигры или люди.
И мы двинули в Нежино. Вот она, ферма, и вот он, Журабек. Симпатичный молодой мужчина. Многодетный отец. Четверо деток. Двое малышей и двое школьников, учатся в Вольно-Надеждинском. Там семья в основном и живёт, но в выходные обычно всей семьёй здесь, в Нежино. Как в этот раз.
Ферма Журабека — это несколько строений буквально среди леса. Хозяйский дом в десятке метров от загонов с овцами, баранами, коровами. По территории снуют несколько крупных, но дружелюбных собак. Громко «наорали» только на моего ка-де-бо, обнаружив его в машине.
— Мы каждый год недосчитываемся по семь-восемь собак. Тигр уносит, — говорит Журабек печально. — Пойдёмте, покажу вам, как сегодня он тащил нашего барашка.
Вокруг фермы сплошь тигриные следы. Лапы видно, что огромные, с ладонь крупного мужчины. Один только след увидеть, и всё — фобия навсегда.
Иду, невольно оглядываясь в сторону леса. А он здесь везде, со всех сторон.
Вот следы волока на снегу, вот туша барашка. Я, конечно, ни разу не эксперт, но с ним явно то же самое, что с теми, «расстрелянными». Мы всем краем это видели в записи: шея свернута, следы клыков, кровища… Ужасное зрелище.
— А почему электропастух не сработал?
— Так он же хитрый, тигр! В прошлый раз прополз под ним.
— Как?! Такая громадина?
— Он, как все коты, — жидкость. Принимает любую форму, даже не по размеру. А в этот раз просто порвал «пастуха» и перемахнул, не обратив внимания, как его что-то где-то ударило.
— Журабек, ещё говорят, что вы 37 барашков сами… того. Ну, чтобы компенсацию получить.
— У меня оружия вообще нет! И как я мог: там же в основном окотные овцы были! Понятно, мы не привязываемся к животным, это бизнес, но чтобы вот так — стрелять, колоть… А про компенсацию — просто глупость. Её получить — целое дело. Поэтому, когда в прошлом году тигр у меня корову забрал, даже не стал мучиться со справками.
— Можете раскрыть коммерческую тайну: сколько вы за одного барашка выручаете?
— Тайна давно в интернете раскрыта! 20–25 тысяч рублей. А компенсация — 15. И то, если дадут. Нет такого закона — обязательно возмещать ущерб от нападения тигра. Всё на усмотрение ответственных лиц.
Баран отпущения
С тяжёлым сердцем уезжала с фермы. Сколько ещё нужно трупов — собак, баранов, коров, людей — чтобы признать очевидное: с тиграми у нас неладно, будь оно! Вместо этого всех собак вешают вовсе не на хищника, а на жителей края.
В понедельник, 1 декабря, минприроды известило, что в субботу, 29 ноября, на ферму к Журабеку заявился тигр и завалил барана, вновь повторив уверенную версию, что здесь «на прошлой неделе от рук человека погибло 37 баранов». В этот раз барана, который, как подчеркнули в ведомстве, «находился за пределами фермы», убил тигр. Охотнадзор сидит в засаде и собирается отловить хищника.
Интересно, чьи следы я видела аккурат на территории фермы в субботу? Пройти невозможно, не наступив. И этот след, как тигр волочит барана с фермы, в несколько этапов — протащит и бросит, услышав грохот петард, которыми люди пытались его отогнать, — его что, фермер нарисовал?
Как мне теперь всё это развидеть?! Барашки кровавые в глазах.
В связи с большим общественным резонансом, вызванным массовым убийством на ферме, редакция ДВВ просит считать данную публикацию официальным обращением в управление МВД по Приморскому краю — для принятия мер по поиску преступника, умышленно уничтожившего чужое имущество общеопасным способом, с применением огнестрельного оружия.
Фото автора