09 июня 2023, 13:58
Лилия судьбы
Ради золотой олимпийской медали гимнастка уехала из Владивостока в Питер. А теперь вернулась на родину в новом качестве

За соревнованиями в командном многоборье по спортивной гимнастике на Олимпийских играх в Токио с замиранием сердца следила вся страна. Да что там — весь мир! Судьба золотой медали, такой долгожданной, в равной степени зависела от каждой участницы квартета: Виктории Листуновой, Владиславы Уразовой, Ангелины Мельниковой, Лилии Ахаимовой. Лилия поразила тогда своей невозмутимостью, мощью, безупречным исполнением всех элементов.
А спустя два года уроженка Владивостока заслуженный мастер спорта России пришла в гости на радиостанцию «Владивосток FM» и в редакцию «Дальневосточных ведомостей». Оказалось, правда говорят: телевизор существенно увеличивает героев экрана. В реальной жизни Лилия Ахаимова — миниатюрная, улыбчивая, такая очаровашка, что ведущие радио долго не могли подобрать приветственных слов.
Так в каком качестве вернулась спортсменка из Санкт-Петербурга во Владивосток? Презентовать турнир своего имени! Причём соревнования планируется проводить ежегодно, а это значит, что у юных гимнастов и их родителей будет больше возможностей породниться со спортом высших достижений.
— На соревнованиях выступили детишки с 6 лет и до уровня мастеров спорта, это примерно 15 лет. Турнир проходит впервые, в моей родной школе «Гармония» на улице Пограничной. Очень рада вернуться на родину — на Дальнем Востоке спортивная гимнастика очень нуждается в поддержке и развитии, — с неподдельной гордостью говорит Лилия.
— В 15 лет разве можно стать мастером спорта? — удивляется ведущая Анастасия Беланова.
— Да, вполне!
— А в 48? — уточняет коллега Роман Санкин.
— Да! Только плюшки надо со стола убирать, — смеётся олимпийская чемпионка.
— Год назад вы говорили, что приостановили карьеру, углубились в учёбу, общественную жизнь. Можно ли ждать вашего возвращения в большой спорт или планируете заняться чем-то другим?
— Да, это правда, приостановила. Моя спортивная биография длилась 20 лет. На Олимпийских играх я стала самой возрастной в нашей женской команде. В Токио приехала в 24, это считается уже «большой» возраст. В нашей команде вместе со мной выступали девчонки в 20 лет, 18 и даже 16. К сожалению, за два десятилетия соревнований и тренировок накопилось очень много травм. Они на данный момент не позволяют работать на уровне сборной команды России. Можно сказать, в Токио я выжала из себя все свои соки в плане здоровья, очень много приходилось терпеть, преодолевать. Успехи ведь приходят через боль, через «не могу». Поэтому сейчас я нахожусь «на паузе». Восстанавливаюсь.
— Есть мнение, что спорт высших достижений — это не только тренировки, но ещё и характер. На ваш взгляд, какое должно быть главное свойство характера человека, который нацелен на достижения, на завоевание медалей?
— Наверное, самое основное всё-таки — это поставить перед собой цель. Не каждый спортсмен способен на такое. В какой-то момент и я не могла, потому что не верила в себя. Для начала отмечала для себя небольшие «планки». Каждый выигрыш давался сложно, несколько лет на это уходило. Так, шаг за шагом, формировался «стержень» внутри меня, он и помог мне на Олимпийских играх.
— Лилия, известно, что вы начинали с художественной гимнастики, а потом уже перешли в спортивную…
— Так и есть. Мама с папой привели меня в секцию по «художке». Кстати говоря, наш турнир посетила моя тренер по художественной гимнастике. В своё время я у неё позанималась 2,5 месяца, и она честно сказала родителям: «Вы знаете, ваша дочь не очень талантлива и одарена для художественной гимнастики, попробуйте её в спортивной». В художественной детки должны быть мягкими, эластичными, гибкими, я же больше была физически крепкой. Да, я садилась на шпагаты, но нужной растяжки по природе я не могла исполнять.
И я выбрала спортивную гимнастику. А первому тренеру благодарна за судьбоносный совет. С этого всё началось…
— Осенью прошлого года вы сказали в одном из интервью, что, мол, на Дальнем Востоке не было условий для тренировок, поэтому вам пришлось переехать из Владивостока в Санкт-Петербург. И что «у нас в стране много талантливых детей, чьи родители не решаются на переезд ради спортивного развития»…
— У нас очень «ранний» вид спорта. Девочки, мальчики переживают переходный возраст, сталкиваются со сложностями психологического плана. Есть моменты недопонимания с тренерами, родителями. И, конечно же, нужны новые стимулы.
Я до сих пор готова кланяться перед своими родителями. Они пошли на этот шаг, рискнули на переезд. Понимали, что здесь роста уже не может быть. Ради детей оставили своих родителей здесь. Я благодарна обеим своим бабушкам, что они воспитали моих маму и папу именно так, что они готовы ради детей на всё. Лет в 18 я полноценно осознала, какой шаг они совершили. Потому что, представьте, мы сели в машину во Владивостоке и просто поехали в Питер. Это выглядело так. У родителей не было там ни работы, ни жилья, ничего. Взяли и уехали. За новыми возможностями для своих детей (у меня есть младшая сестра).
В моей детско-юношеской школе долгие годы ничего не меняется, к сожалению. Там необходимо дорогостоящее оборудование и достаточно большая территория. Но порадовало, что на нашем турнире присутствовали почётные гости — представители администрации Приморья и Владивостока, спонсоры, и я вижу, что они заинтересованы в развитии гимнастики. Важно построить большой зал, потому что правда у нас очень много занимается детей и спортивной, и художественной гимнастикой.
— В Лозовом модернизировали гребную базу. Во Владивостоке строится кёрлинг-центр… А не хотели бы попробовать себя в другом виде спорта?
— Скажу по себе: я человек, который привык добиваться результата. И в любую сферу, куда прихожу, мне хочется по максимуму выложиться. Мысли появлялись, конечно, ради интереса попробовать какой-нибудь другой вид спорта. Например, фигурное катание. Хотела бы, чтоб моя дочка, если у меня будет дочь, занималась этим видом спорта. Если же на свет появится сын, отдам его в спортивную гимнастику.
— Есть ли надежда, что Международная федерация гимнастики снимет санкции с российских и белорусских спортсменов, допустит их к мировым стартам?
— Разговоры идут. Вопрос большой и открытый, тут загадывать никто не может. Рано или поздно этот момент настанет. Знаю, что и наша федерация, и Минспорта устраивают дополнительные турниры, стараются финансово поддержать спортсменов. Понятно, уровень мотивации не тот, но всё-таки подобные смотрины важны: детки и подрастающее поколение не должны терять тонуса. И как только «занавес» откроется, они должны приехать и сразу побеждать, без раскачки.
— Блиц-вопросы. Ваше любимое упражнение?
— Двойной бланш, или по-другому — двойное сальто прямым телом в воздухе.
— Правда ли, что после тяжёлой тренировки гимнасты лежат в ванне со льдом?
— Да! У нас на базе есть специальный аппарат, который очень быстро изготавливает лёд.
— Можете ли вы съесть торт целиком?
— Да, легко! Особенно если бы вы мне принесли какой-нибудь сметанник несколько лет назад после тренировки (смеётся). За секунду!