16 октября 2023, 09:20
Люди важнее нефти, или Послесловие к ВЭФ-2023
Дальний Восток в недалёком будущем: безлюдная пустыня или отправная точка «русского миллиарда»?

Демография — не просто проблема, а ключевой вопрос выживания для России. На Дальнем Востоке он обострён до предела. Несмотря на заявления властей и принимаемые меры, население Дальнего Востока продолжает сокращаться — вот уже свыше 30 лет. Как можно преодолеть это демографическое проклятие?
Своими соображениями делится специалист по вопросам демографии и миграции Юрий Авдеев — кандидат экономических наук ведущий научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН.
Тоннель без света в конце
Способов изменить демографическую ситуацию пока не найдено. Очередной тревожный сигнал прозвучал на нынешнем ВЭФ-2023: ведущий напомнил президенту Владимиру Путину, что за прошлый год население России сократилось более чем на полмиллиона человек. На это последовал ответ: переломить ситуацию в демографии «нигде не удаётся». Специалисты пытаются убедить нас в закономерности происходящего: мол, во всём цивилизованном мире так…
Допустим, тот мир задохнётся в трансгендерном угаре. Но зачем это нам? Неужели были напрасны усилия наших предков, дошедших до Тихого океана? Мы гордимся самой большой территорией. Но если население будет и дальше убывать, на землю без людей придут люди без земли.
Ещё в 2018 году президент утвердил нацпроект «Демография», обозначивший коэффициент рождаемости для России на среднесрочную перспективу — 1,7. Но это ниже даже простого воспроизводства! Значит, убыль населения будет продолжаться.
Президент признаёт: 146 млн для такой территории, как российская, — «совершенно недостаточно». Задача роста населения сверхактуальна и своевременна. Она может рассматриваться в качестве национальной идеи. Нам нужно обеспечить абсолютный рост численности населения — не только «сбережение народа», но его приумножение.
Потери Дальнего Востока больше, чем у всех других федеральных округов, — свыше 20 % населения. С 1992 года численность дальневосточников (в современных границах ДВФО, включающих Бурятию и Забайкалье. — Ред.) сократилась с 10,4 до 8 млн человек, хотя за предыдущие 70 лет она выросла в пять раз. А ведь здесь — не только колоссальный потенциал природных ресурсов, но и выход в Мировой океан, перспектива интеграции с экономиками Азии. Всё это — основание для развития региона, которое сдерживается убывающим населением.
Мы видим десятки решений и постановлений, законы о территориях опережающего развития, свободный порт Владивосток, дальневосточный гектар, госпрограмму содействия добровольному переселению соотечественников, но демографическая динамика не меняется. Население сокращается, дефицит кадров всё острее. Концепция демографической политики Дальнего Востока до 2025 года предполагала остановить отток к 2020 году, а к 2025-му обеспечить прирост в 300 тысяч человек (на 4,3 %). Но уже к 2021 году население сократилось ещё на 3,4 %. Ожидать к 2025 году позитивных изменений не приходится.
Спасение убывающих — дело рук самих убывающих
Для запуска процесса демографического роста нужны новые механизмы.
Во-первых. Главный выгодоприобретатель от прироста населения — государство: трудовые ресурсы, налоги, избиратели, защитники Отечества и так далее. Значит, государство обязано признать сферу воспроизводства населения общественно полезным трудом — оплачиваемым и засчитываемым в трудовой стаж с соответствующим пенсионным обеспечением. Понятно, что не каждая женщина готова сидеть дома. Но нужно предоставить альтернативу: либо работать вне дома, либо по контракту с государством воспитывать собственных детей. Это сможет внести позитивные изменения в демографическую динамику, смягчить проблему дефицита трудовых ресурсов.
Во-вторых. Молодым семьям следует предоставить возможность жить в своём доме. Парадокс современной России: мы гордимся самой большой территорией, но практикуем сверхплотное заселение, выстраивая «человейники», противопоказанные многодетности. Куда перспективнее компактные поселения с преимущественно малоэтажной застройкой, связанные с большими городами современным транспортом. Это позволит вернуть человека «на землю». Вместе со свидетельством о браке молодым следует предложить договор с муниципалитетом: вселение в дом с приусадебным участком с рассрочкой выплаты его стоимости на 20 лет. Рождение первого ребёнка сокращает финансовые обязательства семьи на 10 %, второго — ещё на 15 %. Пятого — освобождает от уплаты за дом, он становится собственностью семьи.
В-третьих. Давно обсуждается проблема «лишних» людей на Дальнем Востоке: зачем рост населения, если даже проживающее здесь не востребовано? В этом — одна из главных причин продолжающегося оттока. Нужно определить вектор экономического развития региона, чтобы росла потребность в трудовых ресурсах и была понятна перспектива. В условиях дефицита кадров инвесторы предпочитают ресурсно-экспортный бизнес. Отсутствие стратегии развития, слабые связи между субъектами федерации, убывающий демографический потенциал порождают примитивные схемы: газ в обмен на бананы или кроссоверы. Если же в основу класть сотрудничество субъектов ДВФО друг с другом и с другими регионами РФ, а также экономиками Азиатско-Тихоокеанского региона, то приоритетами станут новые производства, нацеленные на освоение Мирового океана, космоса, интеграцию в сфере культуры. Природные ресурсы будут востребованы здесь, а для организации новых производств потребуются специалисты. Станет ясно, кого и чему обучать — на многие десятилетия вперёд.
1 человек на 1 кв. км
Отсутствие результата в решении демографических проблем Дальнего Востока требует поиска нестандартных подходов, один из которых предлагается для обсуждения. К сожалению, пока даже дискуссии на эту тему не получается. Государство успешно решает вопросы добычи и экспорта углеводородов, но найти эффективные механизмы роста численности населения не может или не хочет.
Численность населения планеты уже перевалила за 8 млрд. Плотность населения ДВФО — 1 человек на 1 кв. км, северо-востока Китая — 180, КНДР — 240, Республики Корея — 270, Японии — 320. Как эти страны будут строить свои планы развития с учётом динамики демографических процессов в регионе и острой потребности в ресурсах?
Общественный деятель, публицист Юрий Крупнов выдвинул стратегию демографического взрыва «Русский миллиард». Рост населения России сегодня — это задача национального выживания. Да, решать её крайне непросто, а результат — не очевиден. Но что если начать с Дальнего Востока, обкатать новые механизмы здесь, а уже потом внедрять их и в других субъектах федерации?
Юрий АВДЕЕВ, кандидат экономических наук ведущий научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН.
Фото: Вячеслав ВИКТОРОВ/ фотобанк Росконгресс
Дословно
Если есть минусовая тенденция в демографии, то преодолеть её очень сложно. Об этом на пленарной сессии Восточного экономического форума заявил президент России Владимир Путин.
Он отметил, что демографические проблемы связаны с огромным количеством переменных, которые сложно понять неспециалистам.
«Связано это с уровнем жизни, со многими приоритетами, которые возникают у семьи, у женщины детородного возраста, репродуктивного возраста», — уточнил Путин.
При этом российский лидер также сообщил, что продолжительность жизни в России растёт.
«В 2021 году она была 71 год — средняя продолжительность жизни в стране, а сейчас — 73,6. Был момент, по-моему, в июле этого года, — 74 с небольшим, если год к году считать», — уточнил Путин.
(«Известия».)