11 декабря 2023, 09:18
На морях, за морями и по памятным местам
Переиздание мемуаров капитана Щетининой вдохновляет на новые идеи

Совет ветеранов Дальневосточного морского пароходства накануне обратился к мэру Владивостока Константину Шестакову с просьбой рассмотреть вопрос о содействии организации городской экскурсии по местам, связанным с именем первой в мире женщины-капитана дальнего плавания Анне Щетининой. Обращение совпало с выходом подарочного переиздания мемуаров Героя Социалистического Труда «На морях и за морями».
Собственно говоря, маршрут экскурсии давно проложен по «навигационной карте» памятных мест Анны Ивановны. Председатель Совета ветеранов ДВМП Евгений Павлюк уже даже синопсис для каждой локации приготовил. Предлагает начать с места рождения (Океанская, Седанка), первых учебных заведений, давших Щетининой путёвку в жизнь. В списке также: пароходство, МГУ им. Г. И. Невельского, где она успешно преподавала; сквер на Крыгина, музей морского флота, кинотеатр «Уссури» — там в 1968-м состоялся первый показ фильма «А. И. Щетинина».
По ходу экскурсии — поездка на Морское кладбище, к месту её захоронения, с рассказом о становлении рыбного порта. Женщина-капитан была в числе первостроителей предприятия на Чуркине в 1938-м. Более того, приказом Наркомпищепрома СССР (А. И. Микоян) Анну Ивановну назначили начальником нового порта.
Вот некоторые выдержки из её мемуаров:
«…Во Владивостоке организуется рыбный порт I разряда на территории причалов 1-5, 48-58 и территории бухты Диомид (исключая организованную углебазу у мыса Клета)».
«Вскоре мы получили из Москвы телеграмму, что порту высланы автомашины… […] Оказалось всё очень просто: машины стоят в полном порядке, снабжённые бензином, со всеми запчастями. Нам они могут взаимообразно дать пять машин. Главное, чтоб зашёл за ними человек, имеющий права водителя. Единственный такой человек у нас — это начальник авточасти В. Ф. Валюга, который буквально загорелся, что есть машины. И он согласен все машины немедленно перегнать в наш двор. Он любезно пригласил меня проехать на первой машине. Когда мы ехали на этой «нашей» машине по территории мыса Чуркина, нам по пути попадались куры, утки и даже коровы… Наш водитель мне объяснял, что за птиц он не отвечает, но коров должен беречь».
«Рыбный порт ещё не успел развернуть работу, как японские империалисты развязали кровавую провокацию у озера Хасан. Весь Владивосток соблюдал светомаскировку».
Собственно, в рыбном порту Анна Ивановна трудилась немного, к тому же подступала Великая Отечественная война. И вот она уже в дымящейся Балтике, на пароходе «Сауле». Караван советских судов и кораблей эвакуирует людей и технику из Таллина в Ленинград…
Удивительным человеком предстаёт Анна Ивановна. Казалось бы — «железная леди», богиня морских штормов. Но нет же, повествуя от первого лица, она постоянно переживает за свои просчёты на мостике, за дисциплину, за людей. За всей этой рефлексией чувствуется её личная трагедия с репрессированным мужем.
Она подробно описывает, как сложно привыкали мужчины — «морские волки» — к таким, как она, капитанам и штурманам в женском обличье. Но срабатывались, как правило, быстро — достаточно было какой-нибудь нештатной ситуации.
Книга «О морях и за морями», выдержавшая в Советском Союзе несколько переизданий, на этот раз переработана и дополнена. В аннотации издательства «Рубеж» сказано, что, «помимо познавательной стороны дела, такие книги учат и исцеляют душу».
Читатель «Дальневосточных ведомостей» прислал в редакцию автограф Анны Ивановны на одном из первых изданий её мемуаров: «Максиму Столбовому с наилучшими пожеланиями. Март 1980 года».
«В детстве соседями у нас были Залевские — Всеволод Вячеславович и Зоя Васильевна. Она — адвокат, а он — капитан дальнего плавания, на пенсии преподавал в ДВВИМУ. С Анной Ивановной они когда-то морячили, дружили, она бывала у Залевских в гостях. Так и я оказался в их кругу», — рассказывает о своей семейной реликвии Максим.
Помнится, много лет владивостокские коллеги-журналисты уговаривали чиновников и комиссию по топонимике назвать в честь легендарной женщины улицу. Случилось это не сразу, много бюрократических этажей пришлось пройти, чтоб родилась улица Анны Щетининой в новом микрорайоне Снеговая Падь. Именно там ветераны предлагают завершать экскурсию памяти. Хорошая же идея!