Владивосток

-8°
88.16
92.01
Политика

23 июня 2023, 10:43

Парад спойлеров объявляется открытым

Автор: Валерия Федоренко

Как в Приморье начинается кампания по выборам главы региона

Парад спойлеров объявляется открытым

Дмитрий ЕФРЕМОВ/VL.ru

Выборы губернатора Олега Кожемяко в Приморье пройдут в три дня — 8, 9 и 10 сентября. Можно было и одним справиться, чай, ковид уже отменили, но считается, что это привнесёт «дополнительные возможности реализации избирательных прав граждан». Есть ещё мнение, что это создаст «дополнительные возможности» для всякого рода махинаций, рисования, привода и подмены бюллетеней — но это мнение, разумеется, неверное (откуда бы им, махинациям, взяться?). 

Уже выдвигают своих кандидатов партии-спойлеры, а 20 июня на региональную конференцию собралась и «Единая Россия».

КПРФ на словах отказалась участвовать в выборах из-за того, что теризбиркомы отклонили их назначение на множество УИК во Владивостоке. Но какие-никакие коммунисты для населения, разумеется, нашлись — «Коммунисты России» уже выдвинули своего, так сказать, кандидата. Что происходит перед выборами, разбиралась наш политический обозреватель.

Что там у ЕР?

В прошлый раз Олег Кожемяко шёл на выборы самовыдвиженцем. Вроде как равноудалился от всех партий и готов выслушивать любую позицию. Понятно, что на самом деле политтехнологи попытались максимально избавить многолетнего члена «Единой России» от негатива, антирейтинга партии. И это было правильно в условиях, когда сентябрьские выборы выиграл кандидат от КПРФ Андрей Ищенко.

К декабрьским выборам 2018 года КПРФ благополучно слилась, отказавшись выдвигать своего кандидата под дурацким предлогом «мы уже в сентябре победили». В партии, правда, говорят, что это не так, а Ищенко ужасный и всех «кинул».

Так вот. Кандидат № 1 в этом сезоне политическую ориентацию больше не скрывает — считается, что принадлежность «к власти» сейчас приносит политические очки. Но и с оппозицией как будто бы заигрывает. Взять только недавнюю показательную историю с освобождением россиянки Софьи Сапеги из белорусской тюрьмы. Её там держали, напомним, за поддержку миллионов граждан соседней страны, недовольных результатами выборов президента, и администрирование Telegram-каналов, выкладывающих личные данные силовиков (оговорил её бывший парень Роман Протасевич, который пошёл на сотрудничество с режимом и был помилован). Олег Кожемяко стал, как пишут, посредником в переговорах о её возвращении России. Он же встречал её из тюрьмы с напутственной речью.

Очевидно, люди, которые Кожемяко не любят, и так за него голосовать не пойдут, и Сапегой это не перебить — все же понимают, что это такой предвыборный ход. Тех, кто «за», тоже особо не надо убеждать. Однако в связи с известными событиями, начавшимися 24 февраля 2022 года, вокруг губернатора сплотилось большое количество «стороннего электората», поддерживающего СВО. Кожемяко свою позицию по этому вопросу обозначает очень ясно: часто ездит на фронт, полигоны, принимает законы в поддержку добровольцев, мобилизованных и их семей. Но эта история с Сапегой как раз многих Z-настроенных граждан насторожила, если не сказать рассердила.

Как бы оппозиция

Понятно, что ЛДПР на этих выборах выдвинет Андрея Андрейченко. Ему в 2026-м снова штурмовать Госдуму нужно. В прошлый раз как-то кампанию он вёл вялую, наблюдение поставил через пень-колоду и в целом выполнял роль спарринг-партнёра, которому нужно зарабатывать рейтинг для грядущих выборов в Госдуму. В которую его, кстати, так и не выбрали. Сейчас он в Заксобрании, председатель комитета по продовольственной политике и природопользованию. Но, говорят, за слив партии посулили какие-то преференции (и, говорят, обманули). Что Андрейченко будет делать сейчас, пока не ясно — но если бы хотел в губернаторы, уже бы начал.

КПРФ вообще сделала финт ушами. Партия отказывается от участия в выборах губернатора потому, что во многих участковых избирательных комиссиях во Владивостоке не назначают членов с решающим голосом от партии. Это вроде бы кажется проявлением слабости (опять сливаются). Но и рациональное зерно в себе имеет. Ясно, что за победу кандидат от компартии — скорее всего, им стал бы первый секретарь КПРФ в Приморье, зампред Заксобрания Анатолий Долгачёв — не поборолся бы. Второе место ему, наверное, могло бы и достаться. Но…

Если члена УИК от партии нет, остаются только наблюдатели. У них куда меньше полномочий. А парламентские, то есть представленные в Госдуме и ЗС ПК, партии имеют квоту: от них назначается не менее 50 % от общего числа членов УИК. Ещё есть те, кто выдвинут собранием избирателей по месту жительства или работы — в реальности понятно, что никакое «собрание» никого никуда не выдвигает, просто заводятся в комиссии нужные люди. На каждом УИК по 8–9 «решающих голосов».

«Новые люди» решили никого не выдвигать. Осталось пять — «Единая Россия», ЛДПР, «Справедливая Россия — За правду», Партия пенсионеров и, собственно, КПРФ. И вот там, где было восемь человек, просто отсекли коммуниста. А где девять человек, там состав сократили до восьми — и тоже отсекли коммуниста.

11-го числа прошёл пленум крайкома, где большинством голосом решили не участвовать в выборах. Однако последнее слово — за региональной конференцией, которая состоится 24 июня. Известно, что в партии есть люди, не согласные с общей линией. В частности, там, где в этом году пройдут муниципальные выборы (это же история и про наблюдение на выборах, и про работу «в поле).

Другой вопрос, что КПРФ в случае выдвижения пришлось бы собирать муниципальный фильтр — подписи депутатов местных дум и глав районов/городов в свою поддержку. Своих же депутатов (и уж тем более глав) в нужном количестве и пропорции у партии нет. Потому что можно сколь угодно долго орать про нечестные выборы, кровавый режим и сатрапов у власти — но это никак не отменит того факта, что муниципальные кампании «красные» вот уже который год проводят отвратительно. Правда, фильтр бы партии, наверное, собрали — внутриполитический блок. Как жест доброй воли, конечно.

«Новые люди» пока молчат. Ходили слухи, что кандидатом от «бирюзовых» могла бы стать Роза Чемерис, депутат Госдумы и супруга депутата Заксобрания Игоря Чемериса. Она также участвовала в прошлых выборах. Мунфильтра у партии тоже нет — но, в отличие от КПРФ, Роза обращается к приличным политтехнологам. Однако госпожа Чемерис уже точно «доросла» до управления регионом — и стоит ли размениваться на заведомо невыигрышную кампанию в Приморье, если можно побороться за место губернатора в другом регионе?

Спойлеры

По закону выдвинуться на выборы может почти кто угодно. Самовыдвиженцы и кандидаты от партий, не представленных в Госдуме и парламенте региона, должны кроме муниципального фильтра собрать подписи граждан по всему краю в свою поддержку. Если на маленьких муниципальных выборах сделать это ещё как-то возможно (в гордуме Владивостока, например, уже сложно, в ЗС ПК почти нереально), то на губернаторские попадут только те, кому надо. Допустим, если вы соберёте всё лично, формальные огрехи всё равно найдутся (в паспорте «е», в базе «ё» — подпись недействительна). А если даже не найдутся, вам откажут по причине сбора недостоверных подписей. Базу, по которой идёт проверка, посмотреть не дадут. Вариант: вы доказали свою правоту в суде, но… выборы к тому времени уже закончились.

Как минимум два спойлера уже начали избирательную кампанию — это президент Федерации рукопашного боя Уссурийска Денис Ковалёв, его выдвинула «Казачья партия». Так многие узнали о существовании «Казачьей партии РФ», и то хорошо.

Да и какие-никакие «красные» на выборах тоже будут. «Коммунисты России» (спойлер КПРФ, созданный, чтобы оттягивать голоса за счёт слабовидящих стариков) 17 июня на общем собрании краевого отделения выдвинули политолога Александра Андони. Он также участвовал в выборах в Гордуму в прошлом году — взял 2,1 % голосов. Так многие узнали о существовании Александра Андони. И это тоже в целом отлично!

Слушать

С нами на волне

Vladivostok FM106.4 FM