Владивосток

+8°
93.44
99.57
Происшествия

20 июля 2022, 13:47

Попасть в сель. Страшная стихия в Приморье унесла жизнь, разрушила дома, дороги

Автор: Ирина Фасова

Приморью в последние дни крепко досталось, но делать круглые глаза и удивляться неблагоразумно. Июль–сентябрь — традиционно сезон тайфунов, хотя сильные дожди могут лить и без них. Нынешний удар стихии — тоже не тайфун, а «всего лишь» циклон, но краю потребуется время, чтобы прийти в себя. Очень и очень много времени понадобится родителям погибшего ребёнка. Самое страшное, что трагедия может повториться в любой точке Приморья, Владивосток — не исключение. В этом уверены учёные.

Попасть в сель. Страшная стихия в Приморье унесла жизнь, разрушила дома, дороги

Фото: МЧС по Приморскому краю

Спасательные работы в селе Тимофеевка Ольгинского района

Сводка событий

Из-за непрекращающихся ливней 16 июля режим чрезвычайной ситуации регионального уровня ввели в четырёх муниципалитетах — Дальнегорском, Лазовском, Тернейском и Ольгинском. Во Владивостоке объявили повышенную готовность. Накануне больше всего осадков выпало в Ольгинском районе — более 150 мм, водность многих рек края превысила норму в два-три раза. С каждым часом ситуация становилась всё более напряжённой. 18 июля под режим ЧС попал Уссурийской городской округ. За три дня здесь выпала полуторамесячная норма осадков, в нескольких районах города вышедшие из берегов реки затопили дороги, наводнение прервало автомобильное сообщение с сёлами Яконовка и Кугуки, вокруг города половодье. Центральный парк Уссурийска ушёл под воду.

Из сводок оперативного штаба за 18 июля: «почти 100 участков дорог повреждены или имеют переливы воды, ограничивающие движение транспорта. Дорожники работают в круглосуточном режиме и делают всё возможное». На 59-м километре дороги Рудная Пристань — Пластун из-за разлива реки Кедровка обрушилась шестиметровая железобетонная плита, нарушена конструкция моста, движение автотранспорта закрыто.

На участке Маргаритово — Моряк-Рыболов произошло разрушение земляного полотна на всю ширину дороги глубиной до двух метров. Вода прибывает.

Владивосток, можно сказать, пока отделался лёгким испугом. Больше всего досталось дорогам, покрытие не выдержало напора воды (почему асфальт у нас быстрорастворимый как сахар-рафинад — вопрос отдельный). Основную дорогу Владивостока, разбитую дождями, начали ремонтировать вечером в понедельник, 18 июля. Повреждённый асфальт на «гостевом маршруте» срезали сразу на всю ширину трассы, из-за чего в город собралась серьёзная пробка.

Кто сядет из-за селя?

Самая страшная беда пришла в село Тимофеевка Ольгинского района. В ночь на 17 июля около полуночи грязевые массы сошли с сопки Ключевой на два частных дома. Здесь жили семь человек, спастись удалось не всем. За минуты до схода смертоносного потока бабушка и мама с двухлетним ребёнком выбежали на улицу, но сель подхватил их и понёс. Тело малыша нашли только утром. Дома разрушены.

Следователи завели дело по статье о халатности, повлёкшей смерть человека. По ней грозит до пяти лет лишения свободы. Ответственные лица ненадлежащим образом обеспечили «гражданскую оборону при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера».

Проверку по факту произошедшего также начала региональная прокуратура.

В селе Тимофеевка организовали подвоз воды, хлеба и газовых баллонов. Пострадавшим обещают временное жильё и компенсации.

А впереди ещё дожди, прохождение максимальных уровней паводка. По данным Примгидромета на 19 июля, продолжится развитие паводка в среднем и нижнем течении рек Уссури, Арсеньевка, Раздольная, Илистая.

— Затяжной характер дождливой погоды в Приморье, значительное количество выпавших осадков увеличивают высоту подъёма уровня воды в реках, период и глубину затопления пойм, переполнение и разлив проток и малых ручьёв, — сообщают синоптики.


Особое мнение

Про мины замедленного действия

Андрей Беловодский, академик Международной академии наук экологии, безопасности человека и природы, юрист:

«Прогнозировать сели можно, но для этого требуется огромный объём информативного материала, нужны кадастры селевых или опасных территорий. На юге России, на Кавказе такое пытаются делать. На законодательном уровне решения ещё не приняты, идут дебаты. Но в Приморье и этого нет.

Чтобы говорить, можно ли было спрогнозировать сель в конкретном месте, надо знать: происходило нечто подобное раньше? Если да, то почему факт проигнорирован? Сель не сходит однажды, всё повторяется, причём в бОльших масштабах. Или это катастрофический прорыв много лет существовавшей естественной дамбы? Если её подмывало, почему не заметили? Сель не образуется мгновенно, сначала он формируется, у него есть водосборная территория, основное русло и вынос. Катастрофа — если прорывает дамбу и меняется направление выноса потока.

Государственная власть обязана прогнозировать подобные случаи. Наши учёные прекрасно работают в этом направлении. А кто им задачу ставит? Никто.

Главный вопрос: если бы несчастный ребёнок не погиб, искали бы виновных в сходе селя? Трагедия — это когда после гибели человека ищут виновного. А кто-то пытается работать на опережение? Прогнозами надо заниматься серьёзно.

Завели дело по факту халатности. Как юрист понимаю, что обвинение не может строиться голословно, в основе должно лежать скрупулезное расследование. Нужны ответы на вопросы, в том числе: кто принял решение заселить селеопасную территорию?

Каждый год в Приморье выпадает огромное количество осадков, постоянно размывает реки. Возьмём ситуацию с затоплением поймы рек. Они не такие катастрофические, как сель, но способны нанести ущерб. У нас в поймах строят дома, дачи. Кто это контролирует? Вопрос открытый. Район «Фанзавода», Чёрная речка, русло реки Седанки — это всё мины замедленного действия. Сброс воды с Седанского водохранилища уже топил дома. Кто решил, что повторения не будет? Дома продолжают строить, русло не укреплено. Когда была последняя ревизия дамбы Богатинского водохранилища? Или все ждут очередной трагической гибели людей?»

Материал подготовила Ирина ФАСОВА.


Слушать

С нами на волне

Vladivostok FM106.4 FM