Владивосток

+5°
96.07
102.36
Политика

13 сентября 2023, 07:06

Приморье три дня голосовало за губернатора. Было скучно, цинично

Автор: Валерия Федоренко

Прошедшие пятница, суббота и воскресенье в Приморье ознаменовались единым днём голосования. Выбирали губернатора. Собственно говоря, про это можно было бы даже не рассказывать, если бы не штрихи и детали.

Приморье три дня голосовало за губернатора. Было скучно, цинично

Фото: Диана Пермитина/ primorsky.ru

8 сентября, Владивосток. Олег Кожемяко в хорошем настроении голосует на избирательном участке в колледже технологии и сервиса на Океанском проспекте

Явление народа

Такой явки, как в этом году, Приморье давно не видело. Это и понятно: перед президентскими выборами необходимо продемонстрировать умение выдавать результаты. 18,51 % избирателей — явка на первый день. 32,15 % — под конец второго дня. И по итогам трёх дней — 45,59 %. Считается, что высокая явка как будто легитимизирует результат. На самом деле — нет. Тем, кому всё равно, — им при любой явке всё равно. Те, кто верит в получившийся результат, — они и на низкой явке верят. А те, кто понимает, как это работает, — так они в курсе, что и явку «нарисовать» можно, и результат, и что угодно.

Лоялисты сильно рады трёхдневному голосованию: мол, всё успеют. Те, кто как бы оппозиция, сильно не рады: во-первых, это даёт необъятный простор для фальсификаций, во-вторых, если бы хотели настоящую нормальную явку, назначили бы единый день голосования на декабрь, а в-третьих, заколебали подстраивать избирательную систему под свои нужды! Как бы то ни было, никакой оппозиции на этих выборах мы не увидели, потому что единственный политик, кто мог бы составить конкуренцию, Артём Самсонов, сидит в тюрьме, а остальные уже года два, как слились.


Политический обозреватель Ольга Кишаковская в своём Telegram-канале напоминает об активности избирателей на губернаторских выборах в Приморье в предыдущие циклы:

2018. Первый тур — 30,24 %; второй тур — 35,43 % (сентябрь). Повторные выборы (декабрь) — 46,35 %.

2014. 39,65 %;

2001. Первый тур — 42,35 %, второй тур — 36 %;

1999. 59,58 %;

1995. 62,25 %.

Эх, стоило так сушить явку в прошедшие сезоны? Да неужели же…


Как бы то ни было, голосование — это такой социологический, если хотите, опрос. С более или менее репрезентативными результатами. Репрезентативными, потому что анонимными. Я не берусь утверждать, каковы настоящие результаты выборов, я их не видела. Но уверена, что их видели организаторы плебисцита и их участник (не говорю «участники», массовке тоже вряд ли что-то перепало). Анализируется всё: настоящая явка, результаты по территориям, вплоть до кварталов по-хорошему, надписи на бюллетенях, количество испорченных и так далее. И именно исходя из истинного положения дел, в стране и крае будут приниматься важные решения. Всё же если тебя поддерживает 73 % проголосовавших — это совсем не то, что 53 % или даже 43 %. Трон, знаете ли, покачивается.


Гулливер и лилипуты

Итак, 667 493 приморца выразили свою гражданскую позицию, в том числе те, кто находится на СВО. 65 678 бюллетеней выдано избирателям, проголосовавшим вне помещения. Это, извините, 4,5 % от общего числа избирателей и почти 10 % от числа проголосовавших.

Александр Андони, политолог и профессиональный спойлер, партия «Коммунисты России» — 38 892 голоса, это аж 5,94 %. Я уверена, что подавляющее большинство уважаемых читателей понятия не имеют, кто это такой, но слово «коммунисты» обычно притягивает пожилых. Люди-то не разбираются — где там КПРФ, а где подделки.

Денис Ковалёв, президент Федерации рукопашного боя Приморья, «Казачья партия Российской Федерации» (аббревиатура КПРФ, какая же стыдоба) — 25 503 голоса, 3,89 %.

Олег Кожемяко, губернатор, ЕР, — 476 584 голоса, 72,78 % (в 2018 году — 61,88 %).

Инна Кошелева, директор рекламной компании, ЛДПР, — 64 392 голоса, 9,83 %.

Кирилл Рудюк, директор компании по вывозу твёрдых коммунальных отходов, «Справедливая Россия», — 31 245 голосов, 4,77 %.


Важный вопрос: каковы же на самом деле рейтинги губернатора в частности и госвласти в целом, если, чтобы выбрать объективно довольно сильного политика, потребовались такие, простите, никчёмные соперники? Если всё настолько плохо, что нужны такие ухищрения, может, что-то стоит «в консерватории подправить»?

А теперь ещё смешное. В нашей стране остались честные и смелые люди, которые анализируют результаты выборов и выявляют в процессе голосования закономерности, позволяющие судить о возможных фальсификациях. Так, например, особое внимание стоит обращать на разницу голосов на больших и маленьких участках (как правило, большие голосуют в пользу «кандидата № 1», а маленькие — как попало, даже если они рядом), на результаты лидера на участках с высокой явкой. Есть такой математик Сергей Шпилькин, он сейчас уехал из России (стало опасно, в его доме прошли обыски, он правда порядком всем «там» поднадоел) — самый, пожалуй, известный в стране исследователь статистики. В 2018 году именно Шпилькин и наши местные аналитики обратили внимание, что результаты на участках с КОИБами на ряде территорий Владивостока нарисованы буквально по формуле. Признаки подделки носили и протоколы. Поскольку никакой суд никаким преступлением это не признавал, не стану утверждать и я — но выглядело феерично. И вот вообще-то все цифры для анализа — в открытом доступе. Их раньше можно было просто копировать с сайтов избирательных комиссий. И вот в какой-то момент государство российское, прознав про это, зашифровало информацию. Теперь при попытке копирования с сайта мы видим просто набор букв и цифр. Например, такой: ИGЫ3tИ (476 584 — количество голосов за Кожемяко).

Спектакль, плохой сон, всё что угодно

На традиционной «Ночи выборов», которая собирает политиков, экспертов, сотрудников избиркома, журналистов, блогеров по завершении единого дня голосования, Олега Кожемяко не было (у него наутро начинался ВЭФ, полным ходом идёт ликвидация последствий наводнения по всему краю), зато мы посмотрели на его «как бы соперников».

Пришёл симпатичный парнишка Кирилл Рудюк, выдвинутый партией «Справедливая Россия — Патриоты — За правду». Пришла Инна Кошелева из ЛДПР. Рыжий политолог из «Коммунистов России» Александр Андони подарил всем дамам по красной розе и вообще не делал вид, что он хотя бы на секундочку пытался вмешаться в выборы. Как, собственно, и в прошлый раз на гордуме. На колкости о том, что команда Андони вела партизанскую агитацию, кандидат ответил: «У нас маленькая партия, у нас проблемы с финансированием. Нет федерального финансирования. Избирательная кампания снабжалась за счёт личных средств и донатов от членов партии».

Верно и жёстко высказался по поводу происходящего политолог Виктор Бурлаков: «Эти выборы я эпохальными не назову, но это, безусловно, веха. Они очень хорошо показали, что для нынешней власти лучше переназначение, чем такие выборы. С точки зрения легитимности — чтобы её поддержать, обычно нужно переизбраться. А сейчас лучше переназначиться. Потому что то, что происходило на этих выборах, больше напоминает спектакль, плохой сон, всё что угодно — только не выборы. Поэтому для губернатора было бы лучше, чтобы президент своим указом его переназначил. Это было бы более значимо, весомо, откровенно и наглядно. Выборы не должны быть только технологиями — они должны быть сплочением населения. Хотим мы того или нет, мы в России переживаем очень сложные времена. Замалчивать, игнорировать эти моменты просто нельзя».

Если верить экспертам, по тому же сценарию пройдут и президентские выборы. Главному претенденту подберут доходяг-соперников.

Вместо постскриптума — цитата главы DNS, который в этом году засветился в штабе Кожемяко, а вообще-то возглавляет «Партию Роста» в Приморье, Дмитрия Алексеева: «У нас есть символическая финальная точка окончания политики в Приморском крае в виде посадки Самсонова».

Слушать

С нами на волне

Vladivostok FM106.4 FM