Владивосток

+4°
93.44
99.57
Спорт

07 сентября 2022, 16:07

Сергей Карякин продвигает мировые шахматы на приморской земле 

Автор: Александр Сырцов

Сергей Карякин продвигает мировые шахматы на приморской земле 

Фото (в студии): Александр СЫРЦОВ

«Кто хочет получить от меня мат, прошу на сеанс одновременной игры!» — так вице-чемпион мира по шахматам Сергей Карякин анонсировал свой визит во Владивосток на спортивный марафон Восточного экономического форума. И всё же в городе нашенском нашёлся тот, кто навязал хоть какую-то борьбу мастеру: юный шахматист Игнат Самадов под руководством своего тренера Михаила Витиника свёл матч с чемпионом вничью! 

О том, что приморские любители шахмат смогут преподнести сюрприз, Карякин спрогнозировал за несколько часов до «битвы интеллекта», в студии радиостанции «Владивосток FM», где он общался с ведущими Романом Санкиным и Алёной Высоцкой.

— Такой вид турнира, как нокаут-система, очень опасен для гроссмейстера. У участников есть пять минут на ход, у меня — одна минута. Поэтому неожиданности не исключены!

Досье ДВВ

«Шахматный вундеркинд» родился 12 января 1990 года в Симферополе, Крым. После первых успехов, когда Карякин стал победителем первенств Украины и Европы среди детей, его пригласили тренироваться в шахматный клуб Краматорска. Там он пробудет два года, и именно в это время 12-летний подросток получит звание гроссмейстера, попадёт в Книгу рекордов Гиннесса. Чемпион мира по быстрым шахматам, победитель Кубка мира — 2015 и чемпионата планеты по блицу. Заслуженный мастер спорта Украины и России. В 2009 году принял российское гражданство. Поддержал спецоперацию РФ на Украине и сразу же попал под санкции ФИДЕ. Женат. Воспитывает двух сыновей — Алексея и Михаила.

— Сергей, за мгновение до пандемии Владивосток принимал финал женского чемпионата мира. В январе прошёл международный турнир Кубок Тигра. И вот прилетели вы. Можно ли сказать, что Приморье, Владивосток могут стать точкой проведения мировых или федеральных турниров?

— Я уверен в этом. Пообщавшись с организаторами Восточного форума, с Росконгрессом, со всеми активными людьми в регионе, вижу, что есть большое желание развивать шахматы. В частности, у нас в планах открыть здесь на днях шахматный клуб, чтобы была современная площадка для тренировок и соревнований.

— О первом и единственном дальневосточном гроссмейстере, вице-чемпионе СССР — 1969 Александре Зайцеве из Владивостока современники говорили: даже будучи «прижатым к стенке», он никогда не сдавался. Какие игровые и человеческие качества важны для шахматиста?

— Сдаваться никогда не поздно! Во-вторых, если есть какой-то шанс, то его надо, конечно же, использовать. И если я чем-то отличаюсь от других гроссмейстеров, то как раз таки тем, что всегда борюсь до конца и не опускаю руки. Если мы возьмём классические шахматы, там партия длится 5–6 часов и побеждает более выносливый спортсмен. Чемпион мира Магнус Карлсен может на седьмом часу борьбы играть точно так же, как на первом, не теряя концентрации, — в том числе из-за этого он является сильнейшим шахматистом мира.

— Как можно определить, что у ребёнка есть шахматный потенциал? С какого возраста можно браться за фигуры?

— Всё индивидуально. Я, например, научился играть в шахматы в пять с половиной лет, но по современным меркам это уже довольно «поздний» возраст. У меня дети с четырёх лет уже нормально передвигают фигуры, знают правила и вполне могут играть.

— Помогают ли шахматы лучше учиться в школе?

— Помогают, да, потому что шахматы развивают концентрацию. Помню, как в начальной школе многие мои одноклассники не могли сосредоточиться на предмете, а я за счёт занятий шахматами чувствовал себя уверенно, всю информацию переваривал. Плюс это, как ни странно звучит, ответственность за свои поступки. Если ты взялся за фигуру — ходи. Если сделал ход, ты его назад вернуть не можешь. И, соответственно, ты и в жизни начинаешь думать — стоит ли тебе принимать те или иные решения.

— На каком этапе сейчас находится ваша карьера, как повлияли мировые геополитические события на мир шахматной богини Каиссы? 

— Разумеется, на мне очень сильно отразилась вся ситуация, что сейчас происходит в мире, с Россией, в первую очередь. Я как человек, поддержавший спецоперацию, попал под санкции от Международной шахматной федерации. Дисквалифицирован на полгода. Буквально через пару недель эти санкции заканчиваются. Однако будет новое заседание комиссии по этике ФИДЕ — этих мифических западных людей, которые не имеют отношения к шахматам, но почему-то решают твою судьбу. Ранее я отобрался в турнир претендентов, но не смог в нём принять участия ввиду дисквалификации за свою гражданскую позицию.

— Осталось всего несколько видов спорта, таких как большой теннис, где россиян не бойкотируют, позволяют участвовать в международных соревнованиях. Есть ли прогноз на возвращение наших федераций в большую спортивную семью?

— Сложно сказать. Очень сильно всё зависит от того, как будет складываться ситуация на политической арене. Если такие жёсткие санкции будут продлеваться, то вернёмся мы в международный спорт не скоро. Думаю, не нужно делать из этого трагедию, ведь можно развивать спорт внутри страны, приглашать дружественных иностранцев. Я сейчас этим активно и занимаюсь.

— Последние события показывают, что шахматы не смогли удержаться вне политики. Допустим, вам лично было бы интересно сыграть против Гарри Каспарова, занявшего другую сторону баррикад?

— Вы знаете, я с ним играл, за мной победа. Когда мы с ним обсуждали шахматы, это суперадекватный человек, он правильно говорит, рассуждает и думает. А когда речь заходит о политике, мы просто молчим оба. Вообще же в шахматах есть такая миссия: они должны сближать людей, и, конечно, они должны быть вне политики.

— В 2016 году вы в упорной борьбе уступили матч за мировую шахматную корону норвежцу Магнусу Карлсену. Хотели бы взять реванш?

— Ну конечно! Но сейчас ситуация такая сложилась, что, помимо моей дисквалификации, уже Магнус решил отказаться добровольно от главного матча. Сказал, что не будет защищать свой титул. Выиграл до этого пять матчей подряд за мировую корону. Со мной у него был самый сложный матч, классическую часть мы завершили со счётом 6:6, и только в дополнительных он выиграл. На сегодня он решил сделать перерыв; считаю, это не очень хорошо для шахмат. Потому что будет де-факто сильнейший шахматист мира Карлсен и будет кто-то другой, чемпион де-юре. Считаю, это неправильно.

— Во Владивостоке сейчас на пике популярности древняя восточная игра го. Хотя секции по настольной игре с «камнями» зародились в Приморье ещё в 80-х. Вы когда-нибудь играли в го?

— Есть такой гроссмейстер Александр Морозевич. Лет 10 назад он ушёл из профессиональных шахмат и переключился на го. Вот он меня учил чуть-чуть.

— Ну и как?

— Да бесполезно! (смеётся). Это совершенно другая игра. Признаюсь, более глобальная, чем шахматы и, наверное, более сложная, и, конечно, нужно уделить много времени, чтобы в ней разобраться.

— Небольшой блиц. Белые фигуры или чёрные вам ближе?

— Белые, конечно. Они ж игру начинают!

— Если вам перешла дорогу чёрная кошка…

— Всё нормально будет!

— Какой вещью в детстве вы заменяли потерявшуюся фигуру на шахматной доске?

— Монеткой.

— В заключение — немного философский вопрос. Все дебюты, защиты, варианты комбинаций игры досконально изучены. Куда дальше двигаться шахматам, как вы считаете? Может, придумать какие-нибудь новые правила, расширить доски?

— Довольно серьёзный вопрос. Я могу привести мнение Владимира Крамника, моего старшего товарища, экс-чемпиона мира. Он активно пропагандирует игру, где невозможно делать рокировку. Это, как вы знаете, эвакуация короля, но расклад такой не логичный, что одновременно и король, и ладья делают ход. И Крамник предлагает играть по абсолютно тем же правилам, но без рокировки. Это абсолютно новая теория, новая игра и новые дебюты. Это как один из возможных вариантов. Но в целом могу сказать, что шахматы, которые есть сейчас, они ещё себя не исчерпали.

Слушать

С нами на волне

Vladivostok FM106.4 FM