29 мая 2023, 09:45
Виртуальный ВВП
Секретным локомотивом экономики страны стали не заводы, а миллионы людей в кабинетах

Самый любимый показатель, которым привыкли оперировать не только экономисты, но также политики, чиновники и журналисты, — «валовой внутренний продукт», или ВВП. Все радуются как дети, когда ВВП растёт. Грустят и даже возмущаются, когда он падает. Но мало кто интересуется, что скрывается за этим индикатором.
У обывателя, далёкого от понимания тонкостей экономики, показатель ВВП вызывает ассоциации с промышленными предприятиями, шахтами и нефтяными вышками, домнами и автомобильными конвейерами.
Для властей России наращивание ВВП считается чуть ли не национальной идеей, «путеводной звездой» страны. Недавно президент Путин заявил: «Мы видим, как позитивные тенденции в российской экономике набирают силу и во втором квартале текущего года также ожидаем существенное увеличение ВВП по сравнению с уровнем прошлого года».
Но ВВП, по моему мнению, показатель весьма мутный, а его использование в качестве ориентира может завести Россию в болото. И вот почему.
Все мы слышали неоднократно выражение «экономика трубы», подразумевающее, что в России в основном добывают нефть, газ и полезные ископаемые. Если так, то в ВВП на добывающую промышленность должна приходиться основная часть. А вот данные Росстата по итогам 2022 года говорят обратное. Оказывается, доля добывающей промышленности в ВВП в прошлом году составила лишь 14,0 %. Вклад обрабатывающей промышленности равнялся 14,2 %. Итого суммарная доля всей промышленности составляет всего 28,2 % ВВП.
Строго говоря, Российскую Федерацию нельзя назвать промышленной страной при таком показателе. Может быть, она заслуживает названия «агро-промышленная»? Но оказывается, что на сельское хозяйство (с добавлением в эту отрасль лесоводства, охоты и рыболовства) в прошлом году пришлось лишь 4,3 % ВВП.
Что же собой представляют остальные 55 %? На языке либеральных экономистов это называется «оказанием услуг». Без которых современная жизнь, по их мнению, просто немыслима. И превалирование сектора услуг над реальным сектором экономики сегодня характерно для большинства стран мира.
Так, если ранее медицину воспринимали как социальный институт, который потребляет общественный продукт, то по новой методологии медицина (здравоохранение) этот продукт создаёт. Более того, новый статус медицины создал почву для того, чтобы населению оказывалось как можно больше медуслуг. Люди в белых халатах стали «локомотивом» экономического роста! Главный критерий — стоимостный объём предоставленных медицинских услуг, а не здоровье и жизнь граждан.
И такой же переворот произошёл в науке, культуре, образовании, поддержании общественного порядка и др. Россия, возникнув на развалинах Советского Союза, сразу же перешла на рельсы так называемой рыночной экономики (то есть капитализма) и вооружилась новой методологией макроэкономической статистики.
В 90-е показатель ВВП России стал стремительно наполняться «пеной» — оптовой и розничной торговлей, «операциями с недвижимостью» и пр. Новые ложные ориентиры, безусловно, способствовали сокращению доли промышленности.
Семимильными шагами росла доля «сектора государственного управления» (так называется многомиллионная армия чиновников) в создании ВВП. В прошлом году вклад этого сектора вырос до 14,5 %. Впервые за все годы статистического наблюдения вклад российских чиновников в создание «добавленной стоимости» превысил вклад обрабатывающей промышленности с машиностроением, металлургией, химией, текстильной и пищевой промышленностью и кучей других отраслей. Вот он, новый источник экономического роста страны!
Так зачем нам проводить какую-то индустриализацию, зачем нам масштабное импортозамещение? Ведь нам надо становиться «постиндустриальным обществом»! И в решении этой задачи сегодня на первый план выходят риелторы, банкиры, торговцы, разные консультанты и менеджеры, которые осознанно или неосознанно участвуют в надувании «пузыря» ВВП. А подавать всем пример ударного капиталистического труда будут государственные чиновники.
Валентин КАТАСОНОВ, доктор экономических наук
(«Свободная пресса».)