25 января 2025, 12:00
Возвращение Павла Шубина
Вышел в свет двухтомник поэта-фронтовика, в стихах которого не раз появляется Владивосток
В издательстве «Лира» («Питер») вышло двухтомное собрание сочинений поэта Павла Шубина, подготовленное группой «КПД» — критиком Алексеем Колобродовым, писателем Захаром Прилепиным и литературоведом Олегом Демидовым. Один из сильнейших лириков фронтового поколения, Шубин имеет прямое отношение к Владивостоку. Более того: здесь он, можно сказать, и начался как поэт по-настоящему…
Павел Шубин (1914–1951) родился в Орловской губернии, учился в Ленинграде. Заворожённо открывал свою немалую Родину, которую, кажется, хотел перелить в стихи целиком. Добрался и до Владивостока, где провёл зиму 1931–1932 гг. В его стихах этой поры появляются Русский остров, Чуркин мыс, Гнилой Угол, Золотой Рог, «темноскулые рыбаки-корейцы» в бухте Соболь…
В 1937 и 1940 гг. вышли первые сборники поэта — «Ветер в лицо» и «Парус». С декабря 1941-го Шубин — в действующей армии. Воевал и с автоматом в руках, и в качестве военкора, окопного поэта. Волховский и Карельский фронты, медали «За оборону Ленинграда», «За отвагу» и «За оборону Заполярья», орден Отечественной войны, сборники «Во имя жизни» и «Люди боя»… Написанную Шубиным в 1943 году «Волховскую застольную» пели и на фронте, и в тылу:
…Выпьем за тех, кто командовал ротами,
Кто умирал на снегу,
Кто в Ленинград пробивался болотами,
Горло ломая врагу…
После Победы Шубина направили в Приморье — на 1-й Дальневосточный фронт. В августе-сентябре 1945 года советские войска под командованием маршала Александра Василевского разгромили Квантунскую группировку японцев в Маньчжурии. Из характеристики за подписью редактора фронтовой газеты «Сталинский воин» майора Александра Литвинова: «С самого начала войны против Японии тов. ШУБИН находился в действующих частях и участвовал в боях с японцами под Хобеем, Муданьцзяном, Дуннином и Харбином». Шубин — один из немногих литераторов, отразивших ту короткую Советско-японскую войну, автор её поэтической хроники. Боевой путь товарищей по оружию он описал в «Песне 1-го Дальневосточного фронта». В те же дни написал свой вариант текста к знаменитому вальсу Ильи Шатрова «На сопках Маньчжурии». Стихи Шубина, выходившие в «Сталинском воине», через какие-то два-три дня перепечатывались «Красным знаменем» — главной партийной газетой Приморья, рассчитанной уже на широкого читателя. Многим солдатам и офицерам 1-го Дальневосточного поэт дал новую жизнь, прописав их в отечественной словесности. Так, его «Песнь о мужестве» посвящена памяти бойцов, повторивших в Маньчжурии подвиг Александра Матросова и посмертно удостоенных звания Героя Советского Союза. Среди них — закрывшие своими телами вражеские амбразуры сапёр Василий Колесник и пулемётчик Александр Фирсов, именами которых во Владивостоке названы улицы.
В том же 1945-м вышел сборник «Герои нашего фронта», поэта наградили орденом Красной Звезды. А шесть лет спустя он умер от сердечного приступа в 37 лет…
Выход двухтомника — возвращение Шубина к читателю, своего рода воскрешение поэта. В свет вышло не просто его первое собрание сочинений, а по-настоящему энциклопедическое издание с научным комментарием и дополнительными материалами. Ряд текстов публикуется впервые.
Первый том, куда вошли прижизненные поэтические сборники и тексты песен, предваряет предисловие Захара Прилепина, выступившего редактором-составителем издания. Его очерк «Полмига Павла Шубина» на добрые полторы сотни страниц — это, по сути, первая развёрнутая биография поэта, содержащая ряд литературоведческих открытий. Во второй не менее увесистый том вошли стихи, печатавшиеся в периодике и обнаруженные в архивах, а также наброски, статьи, заметки Шубина разных лет. Здесь же опубликованы статьи о поэте, подготовленные исследователями его жизни и творчества Олегом Демидовым и Алексеем Колобродовым, а также нашим земляком — журналистом и литератором Василием Авченко (он сосредоточился на дальневосточных дорогах и строках Шубина). В издание, кроме того, включены редкие снимки лирика и фронтовика, который вдохновлялся Владивостоком, оборонял Ленинград и с боями дошёл до Харбина.