Владивосток

-16°
76.55
90.28
Происшествия

05 февраля 2026, 12:49

«Всё куплю», — сказало злато

Автор: Марина Попова

В заповедных местах Приморья собираются добывать золото. Живая земля превратится в безжизненный лунный ландшафт, предостерегают эксперты

«Всё куплю», — сказало злато

Те самые «лунные кратеры» в российских регионах

В Приморье обострение золотой лихорадки. Резкий рост стоимости золота вызвал большое оживление в бизнес-среде, и вот уже в край двинули серьёзные золотодобытчики. Пришельцы с Урала замахнулись осваивать месторождение «Глухое», самое крупное в крае, открытое ещё советскими геологами. Проект для наших мест невиданный: никогда раньше коренное золото в Приморье не добывали, только россыпушечку — так геологи называют россыпные месторождения.

Пикник в заповеднике

Благословенный наш край, поцелованный вселенной в самую макушечку, щедро одарённый прекрасным морем и нескончаемым солнцем, лесами и реками, животными и растениями, рискует потерять часть своей красоты. К сожалению, это обычное дело: после работ на золото полное жизни земное великолепие превращается в жуткий «лунный ландшафт».

При добыче золота окружающая среда гробится во всём мире. Только там, в иных мирах, существуют такие понятия, как рекультивация, восстановление лесов, и, самое главное, есть соответствующие законы. Нашим законодательством приборка планеты после разработки месторождений не предусмотрена.

Чем отзовётся масштабный золотой проект Приморью и что перевесит — килограммы добытого золота или гектары утраченной живой тайги — это то, что сегодня очень сильно волнует всех, кто по-настоящему местный, коренной, как золото «Глухого». В отличие от губернаторов, которые правят временно, «нам здесь жить», как когда-то провозгласил один из таких временных, и мы очень хотим сохранить уникальную природу нашего края — для себя, для своих детей и внуков, для восхищённых гостей.

Особую тревогу вызывает место добычи. Свежеиспечённый золотой кластер создаётся буквально бок о бок с Сихотэ-Алинским государственным биосферным заповедником, в том числе в пределах охранной зоны.

Директор заповедника Светлана Сутырина уже решительно высказалась на этот счёт:

— Работы по разведке месторождения «Глухое», которые сейчас ведёт одноимённая золоторудная компания, до настоящего времени осуществлялись в рамках действующего законодательства, но проект его дальнейшего освоения вызывает нашу серьёзную обеспокоенность. В числе первых шагов рассматривается возможность изменения границ охранной зоны заповедника и положения об охранной зоне, что позволит заниматься деятельностью, ранее запрещённой режимом особой охраны.

Реализация масштабного горнодобывающего проекта в охранной зоне — это всегда риски для сохранности природных комплексов и экосистем заповедника. Есть опасность негативного воздействия на водные объекты, включая верховья притоков реки Колумбе, одной из ключевых водных артерий заповедника на западном склоне Сихотэ-Алиня. 

Только местные воеводы полны вдохновения. Перспективы захватывающие: «возрождение горнодобывающего сектора, новые производства, 600 рабочих мест, 80 миллиардов налогов в бюджет, подъём экономики», и ещё много столь же дивных слов, ласкающих слух приморцев лет двадцать, а последние семь уж точно. Блажен, кто верует, тепло тому на свете…

По следу «Глухого» 

ЗРК «Глухое» приступила к поисково-оценочным работам на площади в конце 2024 года, и уже в октябре 2025-го бдительные общественники заявили о серьёзных нарушениях со стороны компании и обратились в Амурскую бассейновую природоохранную прокуратуру с просьбой прекратить все виды работ, связанных с разведкой и добычей полезных ископаемых на месторождении «Глухое» в охранной зоне заповедника. Эксперты отметили, что деятельность компании идёт вразрез с российским законодательством, а также нарушает международные обязательства страны, поскольку Сихотэ-Алинский заповедник является частью объекта Всемирного природного наследия ЮНЕСКО «Центральный Сихотэ-Алинь».

Помимо обоснованных претензий по поводу буровых работ, прокладки дорог с применением тяжёлой техники, из-за которых меняется ландшафт, уничтожается почвенно-растительный слой, размывается грунт в бассейне малых рек, общественники напомнили об угрозе для «краснокнижных» растений и животных, а также привели конкретные факты загрязнения территории отходами производства, в том числе горюче-смазочными материалами и твёрдыми коммунальными отходами.

Прокуратура отреагировала оперативно: «В охранной зоне заповедника, в границах лицензионного участка, компания “Глухое” обустроила вахтовые посёлки, организовала площадки под буровые установки, провела геологоразведочные работы. Проверкой установлено, что деятельность осуществлялась в отсутствие согласованного проекта освоения лесов, что повлекло уничтожение и повреждение лесного подроста на общей площади более 0,5 га. По постановлению природоохранного прокурора возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. “г” ч. 2 ст. 260 УК РФ (Незаконная рубка лесных насаждений в крупном размере)».

Договор аренды участка недр с ЗРК не расторгнут, как рассчитывали общественники и поддержавшие их депутаты КПРФ, но это уже дело краевого министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды, животного мира и природных ресурсов Приморского края. А вот там (кто бы сомневался!) против проекта ничего не имеют. Ну да, это же деньги, Зин! Налоги в бюджет, бурный экономический рост и всё такое…

Минприроды ПК согласовало положительное заключение госэкспертизы проекта освоения лесов на участке «Глухое». Минприроды России и Роснедра тоже не остались в стороне и поддержали геологоразведку в охранной зоне заповедника. Работам на золото — быть! Приморью — цвесть!

Поправки с позолотой 

Всё идёт к тому, что золотодобытчики всё-таки своего добьются, и границы охранной зоны заповедника пересмотрят. Минприроды РФ уже внесло законопроект, позволяющий менять границы ООПТ для строительства оборонных объектов, а также объектов государственного и регионального значения. Под поправки попадают практически все особо охраняемые природные территории, в том числе государственные природные заповедники и нацпарки. При желании и по необходимости перекроить границы можно будет под любые объекты, говорят эксперты.

Зампредседателя комитета по развитию Дальнего Востока и Арктики Сергей Каргинов в комментарии «Ведомостям» откровенно заявил, что поправки связаны именно с добычей минералов и редкоземельных металлов. «Проекты в сфере золотодобывающей промышленности могут внести существенный вклад в социально-экономическое развитие некоторых территорий».

Ну, вы поняли? Некоторые — это мы, Приморье. Проект — это оно, «Глухое». Всё для нашего блага.

Проблемы аборигенов огурцов не касаются 

Вообще всё как-то быстро закрутилось. В 2024-м зашли на площадь, в 2025-м вмешалась прокуратура, а в январе 2026-го «золотой проект» за закрытыми дверями презентовали в краевом правительстве. Чиновники выразили готовность всячески поддержать золотой бизнес. Границы охранной зоны Сихотэ-Алинского заповедника — изменить, статус особо защитных участков — снять. За госсчёт построить 74 км линий электропередачи и реконструировать 152 км дороги от Рощино до участка недр. Нормально, да?

Нет, не нормально, а очень даже обидно, понимаешь. И даже как-то бесит, что ли. Дорогу до Находки сколько лет не могут достроить, а тут раз — и автострада. Прямо как с местными огуречными теплицами, в которые также решительно и по-крупному вложили бюджетные деньги. Только где сейчас эти дешёвые огурцы для народа?

Получив впечатляющие госпреференции, частная ЗРК уже в этом году пойдёт рубить лес на участках в охранной зоне. В 2027 году начнутся сплошные рубки под карьер и золото-извлекательную фабрику. В 2028 году стартует промышленная добыча золота.

Про экологические риски и «лунный ландшафт» на месте карьера на совещании ничего не сказали. Проблемы индейцев шерифа не волнуют.


Почему Приморье? Позиция «Глухого»

«Почему именно Приморье? Это интересный регион. Здесь достаточно большой ресурсный потенциал, сосредоточенный на севере края, и он до конца не раскрыт. В советское время были проведены серьёзные работы по выявлению оловянных, полиметаллических, вольфрамовых руд. Наши же усилия сконцентрированы на раскрытие потенциала месторождений металлов, которые сейчас интересны экономике: золото, серебро, медь» Заместитель гендиректора ООО «ЗРК «Глухое» — Игорь Свистунов, в материале РБК Приморье.


Пустыня будет, вот и всё

А вот что говорят о золоте «Глухого» приморские геологи. Маститые, суперпрофессиональные, уникальные, как природа Приморья. Это они открыли сотни месторождений по всему края. Это их трудами до сих пор кормятся представители нынешней геологии, которая во все времена была единой государствообразующей отраслью, а сейчас разбилась на массу осколков.

Мне повезло работать с этими людьми в качестве пресс-секретаря «Приморгеологии» в пору большого расцвета предприятия, в начале нулевых. Нет сейчас «Приморгеологии» — разогнали, уничтожили. Нет уже и многих геологов, наших великих заслуженных земляков. А кто-то, дай бог, им здоровья, жив. Послушаем их голоса здесь, в ДВВ.

Александр Сясько: Американцам не дали взять «Глухое»

— На «Глухом» нерентабельная отработка. Нужны современные технологии. Там сложные руды, которые требуют обогащения, причём очень серьёзного. Для этого делается огромный бассейн по площади, плёнкой днище устилается, туда руду сваливают и заливают раствором из цианистых соединений. В этом ядовитом бульоне всё долго бродит, а потом выбирается золотой осадок.

Для природы такой способ добычи крайне губительный. Даже в 90-е годы государство не стало отрабатывать месторождение и отказалось передать «Глухое» в частные руки. Хотя американцы, австралийцы очень пытались его взять.

Там, по сути, всё готово к добыче. У нас до самого «Глухого» дорога великолепная есть, и дальше ведёт — к целой группе месторождений олова, вольфрама, свинца, цинка.

Сергей В.: Взять нечего будет

— Золотодобытчики оставят после себя «лунный ландшафт», уж поверьте человеку, десятки лет отдавшему геологии. Они выкопают огромную цементную площадку с углублениями, забросят в котлован измельчённую руду, зальют цианидами, выберут золото и скажут нам «прощай». И ничего уже не взять на этом месте. Мёртвая земля, грязная вода… Цианиды — это смерть, это огромная опасность для человека.

Люди гибнут за металл

Сколько добывается золота в Приморье, статистики нет. По неофициальным данным, порядка 200 кг в год. Крохи в сравнении с тоннами Якутии, Хабаровска и других золотоносных провинций ДФО. Но для бизнеса очень даже хватит. При нынешней цене за грамм золота — ну, очень привлекательный актив. Не за просто так собираются ввалить в «Глухое» 46 млрд рублей.

Приморье — край лунных кратеров? Нет, это просто край.

Карта концепции создания кластера на базе месторождения «Глухое» с собственным ГМК по переработке концентратов — фрагмент презентации, представленной накануне в «белом доме» (есть в распоряжении редакции)

Слушать

С нами на волне

Vladivostok FM106.4 FM