25 января 2023, 11:15
«Я говорил: это судилище!» Олегу Гуменюку дали рекордный в истории края срок
На прошлой неделе вынесли обвинительный приговор очередному экс-мэру Владивостока. Олега Гуменюка признали виновным в получении взятки в особо крупном размере.
И хотя дальневосточная столица давно привыкла к арестам и уголовным преследованиям чиновников всех уровней, приговор показался многим слишком жёстким: 16,5 года колонии строгого режима! Это уникальный срок для приморских политиков за всю современную историю.
Погорел на похоронном бизнесе
Напомним, в марте 2019 года городская дума при поддержке губернатора Приморья Олега Кожемяко выбрала нового мэра Олега Гуменюка, который с декабря 2018-го исполнял обязанности главы. В октябре 2021 года Гуменюка задержали правоохранительные органы. 16 месяцев он провёл в СИЗО № 1 Владивостока, делил камеру вместе с коллегой — бывшим мэром Большого Камня Александром Андрюхиным.
Следствием и судом установлено, что Гуменюк, будучи директором хозяйственного управления администрации Приморья, получал взятки от своего знакомого, который управлял строительными компаниями. Всего около 6,9 миллиона рублей. Но погорел экс-глава на похоронном бизнесе.
«С декабря 2018 по февраль 2021 года фигурант, будучи мэром Владивостока, получал взятки от того же знакомого, который выступал в качестве посредника от представителей муниципального бюджетного учреждения «Некрополь», за общее покровительство и попустительство при оказании похоронных услуг. Всего за это время ему передано более 31,2 миллионов рублей», — говорится в официальном пресс-релизе приморского Следственного комитета.
Про верблюдов и людей
10 января Олег Гуменюк произнёс «последнее слово» в Ленинском суде Владивостока. Полную запись опубликовали приморские СМИ и паблики. Гуменюк читал по бумажке, но всё равно постоянно сбивался. Говорил он очень взволнованно, порой срываясь на крик.
«Верьте только себе, друзья иногда подводят», — так начал свою речь, которая длилась почти час, бывший мэр. Он вспомнил старую байку про то, как человек доказывал, что он не верблюд; рассказал, что пишет книгу; утверждал, что его оклеветал бывший друг; настаивал на своей невиновности. Обвинял прокурора, что убийцам дают меньше, что за все месяцы его вызвали на допрос лишь дважды, а с сыном и вовсе не дали встретиться ни разу, что ему пришлось очень быстро читать 37 томов своего дела…
А ещё рассказал обвинению про попытку побега из СИЗО, которую ему и товарищам якобы удалось предотвратить. «Почему мы, сидящие в тюрьме, вроде бы обиженные на людей в погонах, которые нас охраняют как жуликов и воров, не раздумывая, встали на защиту этих людей, когда на них напали. Спасли женщин-надзирателей, оказали им первую помощь, спрятали в своём прогулочном дворе, успокоили, обмыли?», — взывал Гуменюк к прокурору, но безуспешно.
Обвинение просило для бывшего главы Владивостока 17 лет. Защита настаивала на полном оправдании. В итоге суд скостил всего полгода и дал Гуменюку 16,5 года колонии строгого режима со штрафом 150 миллионов рублей и лишением права занимать должности в государственных и муниципальных учреждениях на 12 лет.
Когда экс-мэра выводили из зала суда, он громко прокричал, обращаясь к сыну (или обоим сыновьям): «Я говорил тебе: это судилище! Я буду говорить это везде, пусть что хотят со мной делают!»
«Проклятое кресло»
В первом интервью с Гуменюком-мэром автор этого материала спросил: «Не страшно садиться в это, как некоторые говорят, «проклятое» кресло?» Олег Владимирович ответил так: «Владивостоку в следующем году уже 160 лет, и постоянно же кто-то сидит в этом кресле! В принципе чего бояться? Не надо бояться, надо знать свою работу и делать её качественно».
Пост мэра Владивостока — действительно, притча во языцех. Говорят, что проклял это кресло эпатажный мэр Виктор Черепков, известный своей приверженностью к оккультизму. В 1994 году его обвинили в получении взятки, но он добровольно отказался покидать пост. Мэрию штурмовал ОМОН, который буквально вынес Черепкова из здания городской администрации. Но в тюрьму Черепков не попал, дело было прекращено.
Ещё один глава Владивостока — Юрий Копылов — в 2006 году был приговорён к четырём годам лишения свободы условно за превышение должностных полномочий. Он тоже был замешан в погребальных делах: с грубыми нарушениями законодательства заключил контракт на строительство колумбария на Лесном кладбище. Позже Копылову дали ещё три года условно за то, что он за бюджетные деньги обеспечивал охрану себя, родственников и своей квартиры.
Интересная история с международным розыском случилась у мэра Владимира Николаева, в отношении которого в 2007 году прокуратура возбудила уголовное дело по злоупотреблению должностными полномочиями (самая распространённая статья для приморских чиновников). Николаева задержали в Москве и в наручниках отправили во Владивосток. Как и Копылова, его обвинили в трате бюджетных денег на личную охрану. Были там и земельные дела. В 2008-м Николаева приговорили к 4,5 года заключения условно, он скрылся в Таиланде, его искал Интерпол, но не нашёл, пока в 2012 году Приморский краевой суд не снял все обвинения.
Самой большой жертвой «проклятого кресла» стал экс-мэр города Игорь Пушкарёв. Он руководил администрацией Владивостока дольше всех — целых девять лет. Его показательно арестовали в 2016 году и в наручниках этапировали в Москву, где и судили. Только в 2019 году Тверской суд Москвы признал Пушкарёва виновным в получении взятки в особо крупном размере, злоупотреблении должностными полномочиями и коммерческом подкупе. Его приговорили к 15 годам колонии строгого режима. Взыскали с экс-мэра просто космические суммы. А в июле 2022 года Пушкарёв был осуждён по ещё одному уголовному делу о покупке муниципальных автобусов. К сроку в 15 лет добавили ещё три месяца.
Избежать уголовного преследования из современных мэров удалось пока только одному — Виталию Веркеенко. Он ушёл с должности, на которой не пробыл и года, в 2018 году очень эффектно, написав в своих соцсетях «Честь имею». Вскоре Веркеенко переехал с семьёй в Японию.