Владивосток

+12°
92.01
98.71
История

28 января 2023, 10:36

Более 130 лет назад в ДВ регионе начала работу первая общественная палата при губернаторе края 

Автор: Геннадий Обухов

29 января 1885 года в столице Приамурского края с. Хабаровке начал работу первый Съезд сведущих людей, созванный по инициативе губернатора Андрея Корфа. В те славные времена власти ещё нуждались в рекомендациях по развитию региона, которые коллегиально вырабатывались на подобных форумах авторитетными промышленниками, учёными и земледельцами. В них постоянно участвовали и делегации из Приморья числом от 12 до 15 человек.

Более 130 лет назад в ДВ регионе начала работу первая общественная палата при губернаторе края 

Фото из фотоальбома Николая Матвеева

Двадцать важных лет

Начнём с не очень зажигательного, но необходимого предисловия: зачем вообще понадобились эти общественные форумы, сколько и когда их провели?

В июне 1884 года Госсовет Российской империи рекомендовал императору Александру III «области Забайкальскую, Амурскую и Приморскую изъять из ведения Главного управления Восточной Сибири и подчинить главному начальству отдельного генерал-губернаторства, которому присвоить наименование Приамурского». Смысл? От территориальных приобретений на востоке государство не получило особых экономических выгод. Более того, неосвоенные земли стали чёрной дырой, поглощавшей огромные средства, часть из которых, увы, разворовывалась сотнями нечистых на руку чиновников из десятков управлений и служб. Конечно, требовалась концентрация и власти (и ответственности тоже) в одних руках. А также единые и экономически целесообразные векторы вложения финансов для развития пустынной окраины. 16 июня того же года самодержец утвердил решение Госсовета, а уже через месяц вновь созданный край по воле Александра III возглавил барон Корф. Масштабность, сложность и многозадачность стоящих перед ним вызовов навели его на мысль устроить не просто разовый «мозговой штурм», а внедрить это действо в форме «постоянно действующего производственного совещания». В кавычках — не потому, что ирония: именно таким образом подобные мероприятия стали именовать и регулярно проводить на заводах и фабриках во времена брежневского застоя!

При Корфе состоялись три таких съезда — в 1885, 1886 и 1893 годах. Через четыре дня после 3-го съезда губернатор скончался от сердечного приступа. И 4-й, ставший последним форум, в 1903 году организовал его преемник генерал-губернатор Деан Субботич. Массовость мероприятий росла от съезда к съезду: на 1-м форуме присутствовало 34 человека, на 2-м — 73, на 3-м — 78, на 4-м — уже 150. Работа делегатов носила коллективный, творческий, но притом несколько бюрократический характер. Участники формировали тематические комиссии, рассматривавшие согласованные при обсуждении повестки вопросы, после чего проекты решений (в форме рекомендаций к властям) выносились для заключительного обсуждения на пленарные заседания. И лишь потом — на голосование.

Почти два десятка лет власть вела постоянный диалог с общественностью региона, и он, бесспорно, помог не только избежать крупных административно-управленческих промахов, но и максимально ускорил развитие края.

Андрей Корф, крёстный отец «сведущих людей». res.cloudinary.com

Предметный разговор

С порядком и статистикой мероприятий немного разобрались, пришла пора познакомиться непосредственно с повесткой этих форумов. Обсуждались и решались вопросы региональной поземельной реформы, развития торговли, рыбных и кустарных промыслов (по 55 направлениям!), винокуренной, маслобойной, свеклосахарной промышленности, развития золотодобычи, лесной и угольной отраслей.

А насколько серьёзно барон Корф готовил эти мероприятия? Что от него требовалось: народ созвать, помещение подходящее подобрать, столы со стульями найти поприличнее да скатерти не забывать вовремя крахмалить? Не только. И не столько. Была важна глубокая, доскональная и предметная подготовка предлагаемой для обсуждения повестки. Ведь просто говорильня — она кому нужна? Уж точно не ему. И вот на эту тему самый показательный пример.

На 3-м съезде губернатор планирует обсудить конкретные перспективы развития сельскохозяйственного земледелия, в том числе преимущественно для зерновых культур, овощеводства и виноградарства. Депутатам предстоит решить — куда конкретно и под какие культуры вложить казённые средства. А как они могут решить, не ошибившись, коли и для самого Корфа этот вопрос в тумане? И чтоб его развеять, нужны конкретика и ясность, нужны земельные и почвенные изыскания, которые может выполнить только специалист. Своего нет, и Андрей Николаевич, не скупясь на гонорар, приглашает из столицы знаменитого в империи агронома Фёдора Гейдука и тешит его самолюбие статусом «правительственного». Больше трёх лет нанятый гость не вылазит из дебрей Южно-Уссурийского, Амурского и Забайкальского уездов, гробит на том здоровье и вскоре умирает… Но успевает предоставить нанимателю подробнейший отчёт. Например, что касается нашего края: «В Южно-Уссурийском крае корнеплоды растут хорошо, в регионе нужно выращивать картофель и свёклу, также лён и табак. Но почва тут истощается весьма быстро». А вот с виноградом — не срослось: «Классические сорта не прижились, а местный морозостойкий дикий виноград для хорошего вина не годится», не помогли и привозные лозы из Одессы. Ну да бог с ним, с виноградом. Главное, что участники 3-го форума сведущих людей вовремя получили объёмный и достоверный «раздаточный материал», что и позволило им выработать на этот счёт оптимальные рекомендации.

Иногда, правда, делегатов несколько заносило, как, например, на этом же съезде, когда они на полном серьёзе обсуждали вопрос депортации из региона китайцев и корейцев. Да, действительно в начале XX века доля этнических меньшинств в населении Приамурского края росла быстрее, чем русских (25 % против 15 %), но эти пришлые люди не были нахлебниками и вносили заметный вклад в общее развитие региона. Корф сведущих людей как смог пристыдил — и никаких не толерантных решений на этот счёт принято не было.

Насколько эффективными оказывались рекомендации этих общественных форумов? Сам их инициатор был почти в восторге: «Всё, что намечено съездами, оказалось верным и практичным, и я постоянно находил лучшее разрешение каждого вопроса именно в том направлении, какое было намечено». Барон, понятно, не мог считать иначе. Но его точку зрения в 1903 году поддержали и делегаты последнего, 4-го съезда: «Переселенцы двинулись громадной волной на просторы Приамурья, достигая ежегодно в последнее время цифры 13–15 тысяч душ, и образовали сотни новых посёлков... Если в середине 1880-х гг. почти вся продукция земледелия завозилась в Приамурье из других регионов, то к началу 1900-х гг. Уссурийский край — житница Приморской области — в основном обеспечивал потребности местного населения в продовольствии. Впечатляющих успехов достигла как добывающая, так и обрабатывающая промышленность. За период между третьим и четвёртым съездами доходы от морских и речных промыслов увеличились более чем в 3 раза, а добыча золота в Приморской области за это время возросла с 71,5 до 173,5 пудов». Ну и так далее, в том же ошеломляющем духе. Значит, не просто так заседали!

Идея не прижилась

Дело о командировке агронома Гейдука в Амурскую область. nedetmir.ru

«Впечатляющая практика и приличные результаты! — вправе воскликнуть местные бизнесмены и общественники. — Так почему бы не возродить этот удачно проявивший себя институт?» Возрождали — и практически под своим именем.

Свежий Съезд сведущих людей прошёл во Владивостоке, в музее имени Арсеньева, 14–15 сентября 2001 года, и принял звонкую резолюцию об упоре на «региональную кадровую политику, инновационную экономику, приграничное развитие». Дружно порадовались все СМИ, но руководство края идею восприняло без особого энтузиазма — и на том инициатива заглохла. Новую попытку возродить старый формат предприниматели и другие неравнодушные люди края осуществили весной 2015 года. Один из сведущих людей, профессор ДВГТУ Сергей Ячин полагал, что на сей раз общественникам удастся заставить власть «считаться с общественным интересом, с логикой, здравым смыслом и знаниями. Для этого другого пути, кроме как объединение интеллектуалов, просто не существует». Но ни его логичный и важный призыв, ни письма, отправленные по высоким властным адресам координаторами проекта, ни даже тот факт, что идею публично «освятил» и благословил глава Минвостокразвития Александр Галушка, — ничто это не помогло возродить в Приморье формат съездов сведущих людей.

Наши соседи-хабаровчане тоже такие попытки предпринимали — и чуть удачнее. С самого высокого верха. В 1994 году там провели 5-й съезд сведущих людей, в 1999 году — 6-й, замысел продвигал губернатор Вячеслав Шпорт. Но после его поражения на выборах идея вместе с ним окончательно почила в политической бозе.

Так нужны ли ныне «сведущие люди» руководителям краёв и областей, и не только дальневосточных? Вопрос остаётся открытым, и ответ только за ними самими. Потому что, как известно, навязываться в сведущие советчики и неэтично, и просто бессмысленно.

Слушать

С нами на волне

Vladivostok FM106.4 FM