Владивосток

+10°
92.5
98.91
Общество

08 апреля 2023, 10:10

Девичьи эшелоны на восток

Автор: Геннадий Обухов

Тысячи комсомолок прибыли на Дальний Восток и вышли замуж за военных

Девичьи эшелоны на восток

8 апреля 1937 года под звуки оркестра с Ярославского вокзала Москвы на Дальний Восток отправился первый эшелон с молодыми девчатами  зачинателями хетагуровского движения. Этому событию посвящён фильм «Девушка с характером». Но вот как давно мы смотрели его? Кинолента, откровенно говоря, плакатно-пропагандистская. А что и как было на самом деле?

На этот счёт есть две разные версии — от официально мыслящих отечественных историков (далее, для краткости, ОФ-версии) и тех, кто настроен критически (КР-версии). Иногда они почти совпадают, в иных случаях — существенно разнятся. Для объективности картины мы упомянем обе, но вот об их убедительности предоставим судить вам, дорогие читатели. Итак, поехали!

Всё началось с письма

ОФ-ВЕРСИЯ. В 1932 году на берег Амура для строительства города юности Комсомольска прибыли первые 30 женщин, среди них была 17-летняя Валентина Зарубина, которую ничего не пугало и манило всё неведомое. Спустя два года она вышла замуж за майора Красной армии Георгия Хетагурова. В декабре 1936 года за самоотверженный труд её наградили орденом Трудового Красного знамени, а спустя год избрали депутатом Верховного Совета СССР. В феврале 1937-го союзная газета «Комсомольская правда» опубликовала её письмо: ««Девушки! Сёстры-комсомолки! К вам обращаю свой призыв... Пять лет назад я стала дальневосточницей... Здесь открываются самые лучшие качества людей. Здесь умеют по-настоящему помогать товарищу, дружить и в радостях, и в невзгодах. Трудности сближают. И вот …я зову вас приехать к нам. …Нужны слесари и токари, учительницы и чертёжницы, машинистки и счетоводы, конторщицы и артистки... Вас ждут замечательная работа, замечательные люди, замечательное будущее... Мы ждём вас, дорогие подруги!»
Супруги Хетагуровы, 1935 год. livejournal.net
КР-ВЕРСИЯ. Фактура в целом не отличается от официальной, но есть нюансы. Валентина была не просто одной из редких «гарнизонных жён», но единственной реальной активистской и общественницей, организовавшей женсовет. Поэтому именно ей сверху доверили подписать завизированное, где положено, обращение. В пользу этой версии — непривычный для простой женщины пафосный стиль текста и его нарочито гендерная нейтральность (просто нужны «подруги» строить «замечательное будущее»). Между тем «друзей» (то есть мужчин) не ждут, их здесь и так непропорционально много: на восемь тысяч жителей — только 30 женщин плюс десятки тысяч первостроителей-зеков, также преимущественно мужского пола.

Поехали!

ОФ-ВЕРСИЯ. Это обращение облетает всю страну, на призыв откликаются десятки тысяч девушек, которые массово пишут письма в Далькрайисполком и Далькрайком ВЛКСМ: только за четыре дня (с 23 по 27 марта 1937 года) — 1 770 писем! Вал корреспонденции нарастает с каждым днём, и все письма содержат одну просьбу: разрешить приехать на Дальний Восток. География желающих: Киев, Брянск, Москва и Московская область, Краснодар, Кривой Рог, Подольск, Удмуртия и Крым. На Дальний Восток рвутся «медработники, экономисты, пионервожатые, комсомольские и газетные работники, учителя, связистки, счётные работники, инженеры, лётчицы, чертёжницы». Для упорядочения переселенческого процесса создаётся отдельное представительство Переселенческого отдела Далькрайисполкома, и на каждое письмо отсылается типовая открытка-вызов. Власти на местах готовятся к наплыву девушек: массово переоборудуются общежития и любые здания вроде домов культуры и домов учителя, наскоро строятся бараки на 170–200 мест. 3 мая первых прибывших встречает командарм ОКДВА Василий Блюхер, а следом, с интервалом в несколько дней, новые сотни «девушек — молодых патриоток».

КР-ВЕРСИЯ. Письма действительно идут пачками, но в основном благодаря разнарядкам на предприятия, спускаемым райкомами и крайкомами комсомола. Вербовщики ездят по организациям, произносят пламенные речи, а начальство, в свою очередь, выступает со встречными планами. С учётом того, что все будущие хетагуровки — горожанки (колхозницы паспортов не имеют и места жительства менять не могут), не все добровольно покидают благоустроенные города и уютные квартиры. Часть из них, наименее сознательную, вызывают куда надо по повесткам словно в прокуратуру и вручают под роспись комсомольские путёвки. И далее девичьи эшелоны якобы формируют под руководством каких надо служб, пропускают по ветке старого БАМа, а на конечной станции принимают в служебные административные объятья и распределяют по войсковым частям и стройкам.

Приехали!

ОФ-ВЕРСИЯ. Даже она не скрывает немалых организационных трудностей, с которыми массово сталкиваются хетагуровки. Как пишет в своей жалобе в ЦК ВЛКСМ сама инициатор движения, «в городе нет городского театра, дома обороны и физкультуры, парка культуры и отдыха, дома пионера и школьника. Аэроклуб находится в подвальном этаже бани. Таким образом, молодёжь в нерабочее время предоставлена сама себе, в результате чего отдельные группы занимаются пьянством, хулиганством, имеет место несоветское отношение к женщине. Такая обстановка среди малоустойчивой части молодёжи порождает нездоровые явления; так, например, только на одном 126-м заводе (главным образом среди девушек) имели место 9 случаев самоубийств». И просит поставить перед Совнаркомом СССР «эти вопросы». Но сия непарадная сторона Москву интересует постольку поскольку. 15 сентября 1938 года в Хабаровске с помпой открывается краевое совещание молодёжи хетагуровского призыва, в котором принимают участие 214 делегаток. Несмотря на обозначенные сложности, все выступления звучат патриотично и жизнеутверждающе: «400 юных молодых сердец учащённо забились, когда мы подошли к Комсомольску, встречи и приём, оказанные нам, воодушевили», «…наши девушки поняли задачу, стоящую перед ними — сделать Дальневосточный край своей родиной, — и этого они добиваются». Конкретно про передовиков производства: «Аня Поликанова приехала, не имея никакого опыта, сейчас руководит группой планово-производственного отдела завода. Аня Курская приехала позднее нас, работала токарем, а сейчас выдвинута производственным мастером. …А стахановцев сколько, таких, как Клава Виноградова, выполняющих план на 250 % и больше, Оля Майорова, присутствующая здесь, выполняет план на 300 %». Ну и так далее. Главный смысл пребывания хетагуровок на дальневосточной земле в резолюции обозначен так: «Помочь крайкому комсомола и самим себе построить настоящую счастливую жизнь».

Хетагурова беседует с девушками, прибывшими в Комсомольск-на-Амуре, 1937 год. fb.ru
КР-ВЕРСИЯ. Призыв «сёстры, Дальнему Востоку нужны ваши руки!» неполон: девушек чуть ли не по разнарядке разбирают замуж красные командиры и ответственные гражданские лица. Похоже на ложь, однако косвенно эту версию подтверждает героиня упомянутого фильма «Девушка с характером», которая открытым текстом говорит хетагуровкам: вы же не знаете, к кому вы едете, а я уже при матросике. Любопытно, но «палятся» по сему нелицеприятному «половому вопросу» именно в Приморье. Вслед за обращением Валентины Хетагуровой следуют более откровенные аналогичные призывы-приглашения от личного (то есть мужского) состава гарнизонов и застав, экипажей кораблей и эскадрилий, публикуемых в местной печати. Приморские газеты, оказывается, читают в Первопрестольной. И в ответном письме работницы фабрики «Москвошвея» откликаются: «Да, мы согласны приехать к вам, чтобы соединить свою жизнь с вашей на пользу и благо нашей цветущей Родины». В Приморье прибывают примерно 5 000 девушек и распределяются «на смотрины» по всем гарнизонным посёлкам и военным городкам. А спустя некоторое время те из них, что остаются невостребованными (наверное, самые скромные и не самые обаятельные), рассылаются решать чужой и свой семейный вопрос по адресам пожиже — заводам и береговым рыбкомбинатам. В этой версии ничего обидного или оскорбительного для потенциальных невест и женихов, конечно же, нет. Ведь тысячи из них, добровольно или не очень став хетагуровками (а также те мужчины, что встретились с ними), вытягивают свой счастливый билетик: создают крепкие семьи, рожают детей. И разве это плохо?

…Кратко — об итогах движения, и здесь по разным версиям разночтений нет. Всего в течение двух лет на Дальний Восток прибудут около 150 тысяч хетагуровок. А это сотни инженеров и техников, врачей и медработников, агрономов и зоотехников, учителей и культработников, шоферов и станочниц, электромонтёров и счетоводов. Кроме войсковых частей и крупных предприятий девушки будут работать в самых отдалённых уголках Дальнего Востока, корчевать тайгу и заготавливать лес (а упомянутый фильм об этом не соврал). И обе версии сходятся в одном: независимо от организационных и прочих нюансов именно хетагуровки внесли бесспорный вклад в развитие народного хозяйства и демографического вектора дальневосточного форпоста России.

Слушать

С нами на волне

Vladivostok FM106.4 FM