Владивосток

+6°
94.09
100.53
Общество

13 января 2023, 11:22

Девушка с чёрным стильным протезом

Автор: Ирина Фасова

Знакомьтесь: Александра Шаймарданова — модель, модный фотограф, общественный деятель и счастливая мама. Нет руки.

Девушка с чёрным стильным протезом

Фото из архива Александры Шаймардановой

Мы не выбираем, в какой семье родиться, с одной рукой или двумя. Но от нас зависит, будем мы идти по жизни с достоинством либо хлюпать носом и жаловаться на судьбу. Александра выбрала первое. Откуда столько силы духа? Эти и другие вопросы ей задали ДВВ.

— Расскажите о своём детстве. Наверняка, вас дразнили, на вас оборачивались на улице. Как реагировали? Было обидно?

— Я родилась и выросла во Владивостоке в семье воспитателя и мостостроителя. В три годика меня обозвали в садике безрукой. Помню, как долго плакала дома. Тогда двоюродная сестра мне сказала, что я должна отвечать на подобное, левой рукой — в нос. Мама же возмутилась, что меня плохому учат. Сказала лучше отвечать так: «Безмозглым быть страшнее, чем безруким».

Ручку левую, что недоразвилась, мама целовала и говорила, что она моя помощница. Она такая маленькая и такая сильная. Этим она вселяла любовь в то, чего я так стеснялась. Не поверите, только в 34 года я подошла к зеркалу и иначе увидела эту самую руку. Она показалась мне милой такой, беззащитной. Я вспомнила слова мамы и в ту секунду ощутила её тепло и улыбку.

— Была гиперопека в детстве? Может, вам запрещали играть в какие-то игры, которые противопоказаны инвалидам? 

— Со стороны папы вообще не помню разговоров про мою ручку. Он не заострял внимание: любил, играл. Помню, как дурачились с ним. Помню, какой он был хозяйственный. Кран капнет — папа уже около него с инструментами. Я обожала наблюдать, как он ремонтирует. Папа делал мебель для моих кукол, письменный стол мне к школе. Особенно любила смотреть, как смело он разбирает розетки. Всегда проговаривал, что он делает, я впитывала, не догадываясь, что позже мне всё это пригодится. Как он готовил, как любил ухаживать за цветами. А я хвостиком за ним. «Папина дочка», — гордо говорил он.

Маму я любила не меньше, она была моей подругой. С ней делилась самым сокровенным. Каждые выходные в квартире мы делали перестановку. Помню, передвинем мебель, упадём в кресла и радуемся. Она умела создать уют, любила принимать гостей, дверь не закрывалась. Еду готовила всегда так быстро. Я смотрела, с какой скоростью она чистит картофель, и думала: «Да, меня замуж не возьмут. Я и одной картошки не почищу». Мама всегда огораживала меня от кухни словами «ещё наготовишься». Я купалась в творчестве: рисовала, лепила, шила, немного вязала, пела, танцевала. Мама называла меня «наша артистка». У неё была сестра двойняшка, вот мы с ней плясали. Обожала их. Они были словно кружечка и блюдечко, друг без друга — не сервиз. Ругались забавно и мирились спустя мгновение, любили меня обе. Я всегда говорила, что у меня две мамы.

— Вы хорошо учились в школе? Кем мечтали стать?

— Училась хорошо. Во втором классе меня отобрали в хор. Сперва я даже дверь в класс боялась открыть. Хор у нас был сильный, первые места на всех конкурсах брал. Вскоре я стала солисткой. С преподавателем Ларисой Владимировной до сих пор держу связь. Она меня всегда вдохновляла. Хор я не пропускала и на занятия не опаздывала. Для меня это была магия, словно обычный школьный класс превращался то в звенящую снежную даль, где пронеслись только что три белых коня: «Декабрь, Январь и Февраль», то в школьный стадион, где «кожаный мяч в небо взлетает и носится вскачь. Всем, кто отважен, желает удач».

В пятом классе я попросила маму записать меня в художественную школу. В моей жизни появилось новое увлечение. Теперь я рисовала каждую свободную минуту. Тётя познакомила с художником Дмитрием Гончаровым. Я ездила в его квартиру-мастерскую, рисовала, общалась с мастером. Насыщенное было время.

В классе шестом меня отобрали в баскетбольный кружок, успевала и там заниматься, правда, недолго. Но спорт мне дал многое. В какой-то миг я решилась и пришла на занятия по латиноамериканским танцам. Месяц занималась в тестовом режиме. Потом нужно было купить туфли, стоили они тогда недёшево. Понимая, что меня поднимает одна мама, не рискнула попросить. Спустя много лет призналась маме, почему перестала ходить на танцы. Она сказала: «Нашла бы я деньги на туфли. Мечты бесценны». «Латина» перевоплотилась в Zumba Fitness. Занимаюсь ею с 2021 года. Это снимает стресс и окрыляет.

— Как реагируете, если видите человека с одной рукой, просящего милостыню? Вы считаете себя инвалидом?

— Нет. Я не жалею себя и не рассматриваю отсутствие руки как ограничение по здоровью. Я могу выполнять всё, что требуется. Что сделать? Завязать шнурки, почистить картофель, покрасить стены? Легко!

То, что казалось в детстве несбыточным, сбылось, потому что я развивала в себе эти умения, сначала робко и неуклюже, потом смело и ловко.

А сколько плюсов! Меня все запоминают. Согласитесь, сложно забыть девушку без руки или с чёрным стильным протезом. Знаете, сколько килограммов я могу поднять с лёгкостью этой левой рукой? За счёт маленького рычага она значительно сильнее правой.

Бионический протез у меня появился в 32 года. Некоторые люди восторгались его дизайном, чёрным цветом и говорили, что он мне очень идёт. Это был осознанный выбор, я знала, на что я иду, выбирая чёрный — кричащий, стильный. Знала, что не всем он будет по душе. Знала, что будут обсуждать. Меня это не остановило.

Кто хочет найти в тебе изъян, найдут. Зачем им препятствовать? Это их видение. Моя задача — идти по жизни красиво, размахивая необычной чёрной рукой.

Мне больно за людей, просящих милостыню. Вот идут люди по Владивостоку, помогают бабушкам, дедушкам, инвалидам, не вникая в их истории. Куда идёт эта помощь? Попрошайничество — бизнес, кто знает, тот не торопится давать деньги. Все просящие — рабы безжалостной системы. Как же действительно помочь, а не скинуться на кирпич очередного особняка для бизнесмена, владельца судеб всех этих несчастных. Только адресно. Видите бабушку, торгующую цветочками, — купите букетик, поговорите с ней, ей станет радостнее и вам. Я добрый человек, но фильтрующий помощь, даже когда сердце сжимается в груди.

— Расскажите про первый протез. Трудно было к нему привыкать?

— Первый протез, я бы назвала его орудием пыток, появился в три годика. Он сжимал грудь, натирал руку, впивался в плечи и спину, был тяжёлый и страшный. Ходила с ним недолго. От него был один плюс. Мы с братом дурачились: пугали им друг друга и, конечно же, друзей.

В 30 лет, листая ленту социальных сетей, наткнулась на рекламу бионических протезов, заинтересовал их дизайн. И вот утром я уже записывалась к терапевту. Счастливая, с пройденной комиссией, захожу в кабинет МСЭ, где меня с порога огорошивают:

— Зачем вам протез? Вы — красивая девушка, счастливая жена с ребёнком, жили без протеза и продолжайте в том же духе.

Я поблагодарила за комплименты и отложила свои документы на полку. Спустя девять месяцев со мной связался сотрудник протезного, желая узнать, устраивает ли меня их изделие, и был удивлён, что меня отправили домой. Решила проходить повторную комиссию. Ещё девять месяцев — и на руке чёрная мечта, которая сбылась! Верить в чудеса и мечтать мало, надо идти к ним, пусть через преграды. Зато, какое сладкое чувство победы испытала, примерив этот аксессуар. Он стал моей визитной карточкой.

— Какое желание загадали под бой нынешних курантов? В детстве мечтали, чтобы выросла рука?

— Под бой курантов я ничего не загадывала, наверное, впервые. Всё, что я хочу и к чему я должна прийти, осуществится через упорный труд.

В детстве, конечно, грезила: в один прекрасный день рука вырастет волшебным образом. Исполнилось ли то желание? Исполнилось интереснее, чем могла себе представить. Я стала лучше: сильнее, в определённых ситуациях мудрее, я полюбила себя. Многие с двумя руками, прожив жизнь, не могут похвастаться такими окрыляющими чувствами. Пугающее «Я не такая, как все» улетучилось и перевоплотилось в «Я благодарна, что принимаю себя и готова дарить позитивную энергию окружающим».

— Как вы познакомились с мужем? Наверняка, это была очень романтичная история. 

— В далёком 2005 году в наш класс вошёл он — особенный, мой. Я тогда сказала одноклассницам: «Я не я, если не станцую с этим красавчиком на выпускном». Он был нашим видеографом: снимал школьные будни, последний звонок, праздничные линейки.

Настал вечер Х. Я приглашаю на танец прекрасного мужчину. Он отказывается, объяснив, что на работе, да и камеру негде оставить. Я договариваюсь с барменом, чтоб присмотрел за ней. И вот танец жизни закружил нас. Сегодня мы кружимся уже втроём.

На новогоднем утреннике в школе преподаватель сына сказала: «Учится, конечно, неважно, зато как танцует»!

— Ребёнок считает вас особенной?

— Сижу рядом с девятилетним сыном и поверить не могу, что когда-то он был малюткой. Рассуждает будь здоров: иногда так всё по полочкам разложит, что не всем взрослым такое в голову придёт.

По поводу руки иногда спрашивает, за что меня обзывали, над чем смеялись?

«Мама, ничего страшного и смешного в том, что такая рука, нет. Ты красивая и весёлая, я тебя люблю. Если бы я учился с тобой в школе, я бы поговорил с твоими обидчиками по-мужски, а если бы не поняли, получили бы со всей силы по носу».

— Сегодня вы востребованный фотограф, но в профессию пришли случайно, верно?

— С пятого класса мечтала стать дизайнером. Стою с красным дипломом на пороге мечты, но с будущим мужем случается несчастье. При всём желании не может сделать ряд свадебных съёмок. Я выдвигаю свою кандидатуру, заказчики соглашаются. Так я попадаю в волшебный мир свадеб. Постепенно муж учит монтировать отснятый материал, я езжу к нему в больницу, показываю то, что собрала. Потом оканчиваю курсы Photoshop во ВГУЭС, параллельно посещаю мастер-классы. 2010 год снимаю бесплатно. В 2011 беру первую съёмку за деньги. Переживаю за результат, не могу уснуть. По сей день не могу спать перед работой. Говорят, если фотограф перестал переживать, нужно уходить из профессии.

— Вы модель, рекламируете одежду, занимаетесь танцами, спортом. Продолжите дальше перечисление ваших увлечений, интересов, талантов. 

— Слишком громко называть меня моделью. Участвую в съёмках для магазина одежды. Хотя… Если предложения поступят, я с удовольствием стану моделью, да хоть космонавтом.

Занимаюсь спортом, вечно худею, не соблюдаю режим, заряжаюсь на Zumba, провожу испытания протеза в бассейне, фотографирую людей, монтирую видеоролики, люблю, смеюсь и живу!

— Вы хотите создать видеопроект «Для счастья много не надо». Расскажите о нём. В чём главная идея? Вы считаете себя счастливым человеком?

— Я — счастливый человек. Конечно, порой накрывает волна уныния и разочарования. Но это кратковременно. Хочется быть полезной людям. В детстве мы с подружкой помогали одинокому старичку, который жил в нашем доме. Наводили в его квартире порядок, он очень радовался. Сдружилась с глухонемой девочкой. По сей день, увидев меня, она бежит обняться.

Однажды меня осенило создать социальный проект про счастье. Дедушку, не умеющего ходить, отвезти к морю. Подарить ужин одинокой старушке, послушать душевные истории жизни. Заказать клининговую компанию многодетной семье, уставшей от вечных уборок. Хочется дарить простые вещи, делающие людей счастливыми. Пока это в мечтах, но я постараюсь их осуществить.

Слушать

С нами на волне

Vladivostok FM106.4 FM