Владивосток

+9°
92.5
98.91
Общество

03 августа 2022, 14:05

Как спасают пациентов Центра реабилитации диких животных и птиц

Автор: Александр Сырцов

«Вы приехали в святая святых. Дикие представители семейства кошачьих здесь даже более частые гостьи, чем журналисты», — с улыбкой встречают нашу делегацию сотрудники Центра реабилитации тигров и других редких животных в селе Алексеевка Надеждинского района. Пожалуй, это единственное в своём роде учреждение в мире, потому как такого уникального опыта работы с ранеными, больными, а бывало, что и неадекватными тиграми нет больше нигде.

Как спасают пациентов Центра реабилитации диких животных и птиц

Центр «Амурский тигр»

В детском стихотворении доктора Айболита срочно вызывают в Африку на реку Лимпопо. Врачи-травматологи и другие специалисты-медики из Владивостока, в частности из «тысячекоечной» больницы, время от времени спешат к другой реке — Перевозной, что опоясывает село Алексеевка и её фантастические таёжные распадки, чтобы стать участниками спецопераций по спасению исчезающих видов животных.

В комплексе соблюдается режим тишины, на мохнатых обитателей посторонним можно взглянуть только через видеокамеры. В километре от административного офиса происходит самое интересное: именно там построена и оборудована площадка с госпиталем, вольерами, помещениями для передержки перелётных птиц.

Особая гордость — операционная, где вытаскивали на свет божий тигров и леопардов. Часть бывших пациентов после лечения отправлялась в зоопарки, например, в Швецию, но также достаточно примеров, когда после лечения крупные хищники возвращались в дикую природу и даже обзаводились потомством. К примеру, первая выпускница алексеевского приюта, тигрица Золушка, в 2013 году отправилась возрождать группировку полосатых хищников в Еврейскую автономную область и стала четырежды мамой.

«С появлением хирургического блока инфраструктура центра стала оптимальной. Но самые главные здесь не звери, а люди, приезжающие буквально по щелчку в любое время суток. Они наработали уникальный опыт, которого нет нигде, когда перед вами лежит вот эта издыхающая полосатая, вонючая, вся в испражнениях животина, и её надо спасти. Это самая настоящая самоотверженность», — рассказывает биолог-охотовед, сотрудник Амурского филиала WWF России, автор книги «Поцелуй тигрицы» Павел Фоменко.

Председатель правления общественной организации «Тигр» Виктор Кузьменко рассказал, что в данный момент в центре проходят курс реабилитации два тигра, семеро медвежат, леопард, белохвостый орлан, два сокола-сапсана, четыре косули. В последние годы специалисты занимаются абсолютно всеми дикими животными. За почти 10 лет своей работы центр выпустил 18 тигров — в тайгу, трое переданы в зоопарки; нескольких леопардов, больше полусотни гималайских медведей, а птиц — так вообще не счесть.

Фото (Вадим ШКОДИН/ WWF России)

«Чтобы работать с такого рода “контингентом”, надо иметь особый опыт и склад ума. Все хищники априори опасны для человека. Поэтому волонтёров мы не набираем», — продолжает Кузьменко. Даже самая обычная сова в один присест может вырвать человеку глаз.

На одной из фотографий — птенец дальневосточного аиста. Его доставили из Спасского района, и он смог выжить после падения гнезда с большой высоты. Его мать и ещё два птенца погибли. Стояла задача его выкормить, вырастить и вернуть в природу. И кто бы её выполнил, если бы не неравнодушные люди-«тигры»?!

 Немаловажный вопрос: как прокормить пациентов и в целом содержать такое хозяйство? Помощь «таёжному госпиталю», финансовую и техническую, оказывают Всемирный фонд дикой природы, Центр «Амурский тигр». Существенным подспорьем стали средства от Фонда президентских грантов, который поддерживает некоммерческие организации, в том числе такого неординарного профиля.

Виктор скептически относится к идее создания альтернативного, государственного центра по реабилитации животных. «Я думаю, что он работать не будет, — уверенно говорит Кузьменко. — Во-первых, любое госучреждение начинает свою деятельность с планирования бюджета. А мы не можем спланировать бюджет! Да, мы в состоянии прикинуть зарплату, налоги, но мы не знаем, какое животное к нам завтра поступит, сколько, с какими травмами. Такие вещи невозможно знать наперёд». Поэтому сотрудникам постоянно приходится как-то выкручиваться. Но очевидно также и то, что без совместного общественно-частно-государственного партнёрства здесь не обойтись.

Естественный конфликт тигра и человека остаётся даже сейчас, вдалеке от 90-х годов, когда проблему решали просто: пуля в лоб. Эту незамысловатую доктрину постепенно сменил современный подход «шприц в бок». Имеется в виду временное обездвиживание животного для его обследования и лечения, изучения причин его агрессивного поведения, если это случай нападения на сёла, а то и на городские окраины.

Журналистам продемонстрировали дистанционные ружья-инъекторы, которые снабжены специальными капсулами. Препараты импортные, французские, «санкционные», но запас пока есть. При этом важно то, что дальновидные люди сейчас предпочитают решать проблемы со своими таёжными соседями не силой оружия, а мирным путём. И кажется, что лучшего места для «переговоров», чем реабилитационный центр в Алексеевке, не найти.

Слушать

С нами на волне

Vladivostok FM106.4 FM