Владивосток

+4°
93.29
99.56
История

11 февраля 2023, 12:00

Наука и труд всё перетрут

Автор: Геннадий Обухов

Наука в Приморье во все времена развивалась углублённо и динамично

Наука и труд всё перетрут

Пословица, вынесенная в заголовок этого очерка, напоминает нам, что 8 февраля мы отметили День российской науки. Для сотен сотрудников научных учреждений нашего края эта дата прекрасный повод поднять праздничные бокалы. А для обычных читателей  возможность вспомнить хотя бы вкратце исторический путь становления нашей приморской науки. 

1860–1922: история + география

Конечно, в первые годы освоения Приморья ни о каком зарождении и развитии науки не могло быть и речи. Кроме, пожалуй, наук исторической и географической. И процесс их развития носил не академический, а, если так можно выразиться, фундаментально-прикладной характер. Их первыми отцами-основателями стали биолог Рихард Маак, географы Михаил Венюков и Николай Пржевальский, лесоустроитель Алексей Будищев и другие исследователи. Они, конечно, были больше практиками, нежели учёными в традиционном «кабинетном» понимании. Но уже спустя несколько десятилетий, в конце 80-х — начале 90-х годов XIX века, в нашем крае начала формироваться система традиционно научных учреждений: Общество изучения Амурского края (1884), Приамурский отдел Русского географического общества (1894), Восточный институт (1899). Институт, будучи первым научным учреждением нашего края, занялся изучением проблем и российского Дальнего Востока, и сопредельных стран — Японии, Китая, Кореи. В поле зрения и научного интереса первых приморских учёных вошли вопросы археологических изысканий и сельского хозяйства, быта переселенцев и коренных народов, социального положения крестьян и рабочих.

В эти же годы начался новый этап в изучении края, связанный с изысканиями по строительству железнодорожной Транссибирской магистрали. При чём тут наука? При том, что по результатам геологических исследований Южно-Уссурийского края горный инженер Леонид Бацевич опубликовал толстый научный труд (наверное, по объёму с нынешнюю кандидатскую диссертацию) в столичном альманахе «Геологические исследования и разведочные работы по линии Сибирской железной дороги». И он в этом плане был не единственным учёным, опубликовавшим результаты своих научно-практических изысканий.

Началось бурное гидрографическое исследование дальневосточных морей и Восточного океана, для чего в 1880 году была создана Отдельная съёмка Восточного океана, в 1897 году преобразованная в Гидрографическую экспедицию. Описания бухт, промеры фарватеров… Да, и это тоже наука, которой без устали целенаправленно занимались экипажи кораблей Сибирской флотилии (при этом часть исследовательской работы передавалась также судам торгового флота). Закипела смежная работа у топографов служб военного ведомства, Министерства путей сообщения и Министерства государственных имуществ. Российские моряки и учёные под руководством флотоводца Степана Макарова в 1887–1888 годах выполнили огромный объём картографических, гидрографических, метеорологических и океанографических работ, а имена десятков героев и поныне носят бухты, заливы и острова Приморья.

Вторая «научная» волна началась в начале 1900-х годов, когда в край прибыли новые географы-путешественники в авангарде с Владимиром Арсеньевым и Владимиром Комаровым. За десяток лет они прошли пешком и объехали на лошадях десятки тысяч километров по неизведанным районам, исследовали леса, озёра и реки уссурийской тайги, собрали и описали многие археологические и этнографические коллекции.

Конечно, научные процессы шли не сами по себе. В роли эффективного организатора и «научного толкача» выступил один из создателей и первый председатель Общества изучения Амурского края Фёдор Буссе. Он постоянно искал кадры и средства, не стеснялся ходить с протянутой рукой на поклон к владивостокским купцам. Он же помогал создать отделение Русского технического общества во Владивостоке, где курировал военно-морские инженерные вопросы, проблемы горного дела и электротехники.

До начала Гражданской войны и советизации края в целом появилась ясность с геологическим строением Приморья, даны его географическая характеристика, биолого-почвенное, океанографическое, гидрографическое и этнографическое описания, очерчен круг вопросов, подлежащих дальнейшей разработке. Но эти исследования на несколько лет задержали революционные потрясения…

1923–1991: хроника советских времён

В связи с тем, что в октябре 1922 года край и отечество покинули десятки известных учёных, почти десятилетие понадобилось большевикам, чтобы почти заново наладить научные и творческие процессы. Именно с этой целью 28 февраля 1932 года решением общего собрания Академии наук СССР во Владивостоке организовано Дальневосточное отделение АН СССР, которое возглавил академик Комаров. Эту дату, очевидно, и можно считать днём рождения приморской науки новейшего периода. Увы, в границах одной публикации невозможно даже кратко рассказать о развитии всех направлений приморских учёных, и потому далее — лишь штрих-пунктир в виде хроники.

1932–1945. В структуре ДВО РАН организуются институты: технический, химический и биологический, кабинет по изучению народов Дальневосточного края, Сейсмическая станция, Комиссия по экспедиционным исследованиям, а также Горнотаёжная станция (ГТС) и Супутинский заповедник (за ним закрепляется территория площадью 17 000 га). Успешно ведутся исследования растительных ресурсов, которые позволяют приморским химикам обосновать вывод о перспективности культивирования сои, создаётся крупнейший в СССР масложиркомбинат. После длительного перерыва возобновляет работу Сейсмическая станция во Владивостоке по улице Бородинской, 67.

В Приморье стартуют исследования биолога Алексея Куренцова и археолога Алексея Окладникова. Начато комплектование научной библиотеки, собраны первые 10 000 томов литературы, описана коллекция старинных китайских манускриптов. Собираются документы по истории Приморья, рыболовству и промышленности. Во Владивостоке начинает научную деятельность Приморский отдел Государственного географического общества. На ГТС закладывается дендрарий. В 1936 году академик Комаров избирается президентом АН СССР и переезжает в Москву.

Химический институт организует лабораторию для исследования растений, содержащих алкалоиды, первые исследовательские объекты — женьшень и элеутерококк. Научный сотрудник ДВФ АН Виктор Хадорченко изобретает и конструирует новый тип опреснителя морской воды для паровых судов.

В 1939 году, «в связи с напряжённостью международной обстановки», прекращается деятельность ДВФ АН и ДВГУ, при этом научные исследования продолжают вести ГТС, заповедники Супутинский и «Кедровая Падь». В военный 1943 год во Владивостоке открывается Педагогический институт с кафедрами русского языка и литературы, физики и математики, военного дела. В связи с острой необходимостью из семенного сортового фонда ГТС колхозам и совхозам края отпущены 7,5 тонны сортового семенного картофеля и посадочного материала плодово-ягодных культур, семена овощей. На исходе войны в связи с 20-летием Академии наук СССР шестеро приморских учёных награждаются орденами и медалями.

1946–1970. В пригороде Владивостока создаётся Ботанический сад. После экспедиционных исследований месторождений песчаников рекомендации учёных позволяют местным стекольным заводам отказаться от завоза сырья из Хабаровского края. В 1950 году руководство Президиума ДВФ АН направляет письмо генсеку Сталину на 27 страницах, речь — об острых проблемах академической науки, недостатке средств и кадров. Во избежание недопонимания и возможных репрессий письмо подписывается «с глубоким уважением, преданностью и любовью». В 1954 году Уссурийская станция службы Солнца начинает регулярные наблюдения за состоянием солнечной активности. Учёный Михаил Органов создаёт схему тектонического районирования Приморья. В 1962 году организуется Биолого-почвенный институт ДВ ФСО АН. Отдел истории и археологии завершает работу над 3-томным трудом «История Гражданской войны на Дальнем Востоке и в Забайкалье (1917-1922 гг.)». Моющие композиции для зачистки мазутных и придонных остатков, разработанные приморскими химиками в 1970 году, внедряются на сотне судов ДВМП и дают годовой экономический эффект $ 4,2 млн.

…На этом, пожалуй, можно и завершить наше повествование. Пройдут годы и десятилетия, на протяжении которых приморские учёные обогатят и фундаментальную палитру, и прикладные области российской науки новыми открытиями и разработками.

Слушать

С нами на волне

Vladivostok FM106.4 FM