Владивосток

+20°
92.13
98.7
Общество

17 февраля 2023, 10:51

Обитателям старинного дома, опасного для жизни, отказывают в помощи

Автор: Ирина Фасова

Жильцы владивостокской трёхэтажки на Пологой, 16 со светлым прошлым и туманным будущим в эти дни ждали чуда. Конкретнее — толковых ответов от инстанций, куда ещё в январе отправили письма. Жаловались на то, что дом стремительно рушится, особенно после недавних пожара и потопа. Просили провести экспертизу строения, которое считается объектом культурного наследия, и помочь с ремонтом. Чуда не случилось. Оно бывает только в сказках.

Обитателям старинного дома, опасного для жизни, отказывают в помощи

Ирина Фасова

Слёзы «купеческого дома»

Марина Савчак, как и её соседи, до сих пор с содроганием вспоминает раннее утро 14 января. Тогда неизвестно откуда повалил чёрный, едкий дым. Прибывшие спасатели объявили срочную эвакуацию. Кислородные маски надели всем, включая маленькую собаку. Виолетту Кожевникову, ей 80, пришлось госпитализировать с серьёзным отравлением угарным газом. Пожара можно было избежать, как и многочисленных других ЧП в этом доме. Конечно, если бы за его состоянием следили не только сами жильцы (шесть квартир), но ещё УК и мэрия Владивостока, собственник части помещений, а ещё орган исполнительной власти, которому вроде бы нельзя плевать на памятники истории.

Пологая, 16 — это бывший купеческий дом, построен в 1920 году. Входит в архитектурный ансамбль, украшающий центр Владивостока. Пока в прошлом году администрация не передала цоколь в безвозмездное пользование НКО «Твори добро», в доме таких проблем не творилось, говорят жильцы.

— 13 января рабочие пытались наладить в этом помещении отопление. Отключили дом от тепла, потом снова его дали. В этот момент на улице рванула труба с горячей водой. Строители аварию видели, но проигнорировали. Мы позвонили дежурному по городу. Никто на помощь не приехал. Вода хлестала в дом всю ночь, а на утро вспыхнула проводка, — рассказывает Марина Савчак.

Люди сутки сидели без тепла и чуть меньше — без света. А ещё справлялись с потопом. МУПВ «Центральный» что-то делало с системой отопления, две квартиры залило. Параллельно пытались защититься от морозов, потому что из-за пожара в подъезде выбило стёкла.

Дом своими руками

Последний раз трёхэтажку ремонтировали в 1976 году.

— Дом у нас маленький, с него много денег не возьмёшь, управляющим компаниям мы не интересны. Их нам всегда назначала мэрия. Правда, всё, что мы видели от коммунальщиков, — квитки на оплату и письма о необходимости повысить тарифы, иначе от нас вообще откажутся, — рассказывает Марина Михайловна. — Перед приватизацией мэрия должна была дом капитально отремонтировать. Но нам его передали в крайне запущенном состоянии. За десятки лет государство не вложило в своё имущество ни копейки. Мы стараемся поддерживать дом своими силами, но всему есть предел.

Старый бойлер, ржавые трубы, трещины по фасаду, сырость, грибок, деревья, прорастающие сквозь стены, кирпичи, вываливающиеся с карниза и летящие на тротуар. Это далеко не полный перечень «прелестей» старинного особняка.

Жильцы за свой счёт перекрыли крышу, отремонтировали подъезд, частично — тепловой узел. Бойлер рванул в День Победы в прошлом году, его представители УК просто перекрыли со словами «ремонту не подлежит». Дом можно подключить напрямую к теплосетям, техническая возможность есть, считают на Пологой.

— ДЭК этим вопросом заниматься не хочет, зато квитанции от них приходят регулярно. С нас берут деньги за несуществующие услуги. Писали письма в Роспотребнадзор, в жилинспекцию, но всё без толку, — грустно вздыхают в старинном доме.

Жильцы за годы заботы о своём жилье освоили новые профессии.

— Стены в подъезде мой муж, начальник договорного отдела, сам шкурил, штукатурил, белил. Я с сыном-школьником красила. Стала маляром, хотя сама финансист, — говорит Марина. — Двор у нас круглый год убирает Виктор Анатольевич, он сотрудник администрации города.

Переписка с мэрией ведётся с 2011 года. Накопился внушительный архив. Капремонт обещали сделать ещё в 2017 году, потом — в 2018-м. Сейчас сакраментальный процесс перенесли на 2041–43 годы, видимо, к 125-летнему юбилею дома. «Мы до него просто не доживём», — печально констатируют на Пологой, 16.

Должны благодарить, а не жаловаться

Общение с инстанциями ни к чему хорошему не приводит, будь то письменный формат или живой разговор. После январского пожара для обследования цокольного этажа пришла комиссия, состоящая явно из ответственных лиц. Жильцы узнали представителей «Твори добро», МУПВ «Центральный», догадались, что один из гостей — сотрудница управления содержания жилфонда.

— Дама не представилась, запретила снимать на видео, сказала, что нас засудит. Мы думали, специалисты оценят состояние помещения, определят, нет ли нарушений техники безопасности при проведении ремонта. Но мы услышали совсем другое: «Вы должны благодарить НКО, вам трубы поменяли, вы должны для неё скинуться деньгами». Это слова дамы, — говорят жильцы.

Лично они считают, что общественники, творящие добро, уже и так наказали их рублём. Судя по всему, организация, не стесняясь, пользуется общедомовыми благами.

— У нас в подъезде горят две тусклые энергосберегающие лампочки. При этом за январь мы получили такие суммы по ОДН, что многим стало плохо. Насчитали по 3–7 тысяч рублей. Такого никогда в истории дома не было, — говорят на Пологой.

Марина Савчак как старшая по дому лично просила и. о. директора МУПВ «Центральный» провести обследование строения. Определить состояние систем жизнеобеспечения. Ей ответили, что не могут составить акт на отдельно взятый дом. Надо обследовать все аварийные объекты, их в городе более 200. «Понятно, жилфонд изношен. Но ведь не каждый дом горит и тонет так, как наш», — пытались быть настойчивыми жильцы, но это не помогло.

Пока получены не все ответы от ведомств, куда писали горожане после пожара. Но те, что есть, — как удар под дых. В МЧС в возбуждении уголовного дела отказали. Сказали, виновных нет. Пострадал только МУПВ «Центральный», ущерб — 28 тысяч рублей.

Отказали в возбуждении уголовного дела и попавшей в больницу Виолетте Кожевниковой. Хотя какой ущерб нанесён её здоровью — вопрос открытый. 15 января ей назначили первую химиотерапию. Виолетта Григорьевна из категории «Дети войны», ветеран труда и военной службы. Даже на пенсии продолжает преподавать, учит детей японскому языку.

В мэрии тоже не планируют сочувствовать собственникам старинного жилья. «Нарушений использования муниципального нежилого помещения не установлено. По информации МУПВ “Центральный”, приняты все необходимые меры по восстановлению электропроводки, теплоснабжения, вероятность “разморозки” системы отопления отсутствует. Вопрос переноса капремонта может быть рассмотрен в 2024-м и последующих годах. Дом является памятником истории и культуры регионального значения “Жилой дом Л. Ш. Радомышельского”. Согласно закону, расходы на его содержание и поддержание в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии обязаны нести собственники».

— На Пологую, 17, такой же объект культурного наследия, деньги у государства нашлись. На наш дом надо намного меньше средств. Мы готовы поучаствовать, но не миллионами. Чтобы заменить трубы на крыше, надо 300 тысяч, а бойлер — 2 млн руб. Половина жильцов — пенсионеры, всю жизнь проработавшие на государство, — парируют чиновникам жильцы.

Сейчас они готовят документы в суд.

Слушать

С нами на волне

Vladivostok FM106.4 FM