Владивосток

+13°
92.5
98.91
История

04 марта 2023, 10:38

Очарованная душа. Его любили все — издатели и журналисты, писатели и читатели, и даже красавица жена  

Автор: Геннадий Обухов

2 марта 1965 года в столичном гостиничном номере был найден мёртвым один из делегатов съезда Союза писателей СССР, скончавшийся от сердечного приступа. Рука его сжимала телефонную трубку — но вызвать помощь он не успел. Звали его Анатолий Вахов, и было ему 47 лет. Большинство из нас, услышав это имя, пожмёт плечами. И лишь единицы вспомнят, что несколько десятилетий назад запоем читали его приключенческие повести про моряков, таёжников и тундровиков.  

Очарованная душа. Его любили все — издатели и журналисты, писатели и читатели, и даже красавица жена   

Сверх школьной программы

Анатолий Алексеевич Вахов родился 8 февраля 1918 года во Владивостоке, в семье почтальона и домохозяйки. В кого пошёл мальчик — неясно, но его литературное дарование проявилось ещё в школе, когда он писал обычные сочинения в несколько раз длиннее привычной нормы, и каждое из них становилось мини-новеллой. Дальнейшая стезя — только гуманитарная: поступил в ДВГУ на факультет китайского языка, но ушёл с третьего курса. Трудовой путь начал в редакции Приморского краевого радиокомитета, где работал корреспондентом и редактором, при этом сотрудничал с газетами. Постоянно мотался по региону, накапливал впечатления для будущих книг. Плавал на рыболовецких траулерах и судах дальнего плавания, документировал воспоминания очевидцев и участников Гражданской войны на Дальнем Востоке. С началом Великой Отечественной трудился собкором «Комсомольской правды» в Приморье и Хабаровском крае. А затем редакция послала его, военного корреспондента, в осаждённый Ленинград.

Молодой журналист посещал заводы и предприятия, не раз, рискуя жизнью, пересекал линию фронта и встречался с партизанами. И по итогам этой работы в 1944 году издал первый сборник «Девять бесстрашных», куда вошли очерки о комсомольцах-партизанах Ленинградской области, Героях Советского Союза. В том числе — о пионере-герое Лёне Голикове.

В августе-сентябре 1945 года, во время войны с Японией, Вахов работал в Корее и Маньчжурии, за вклад в победу над врагом его наградили тремя медалями. Женился. В 1948 году вернулся во Владивосток.

Где бы ни был молодой журналист, он жадно впитывал впечатления от встреч с новыми людьми, уголками природы. Его душа, если можно так выразиться, всегда пребывала в состоянии непрекращающейся очарованности жизнью во всех её проявлениях. И находила «творческий выхлоп» в повестях и романах о сильных и красивых героях (на счету Вахова 18 книг), газетных и журнальных публикациях (их несколько сотен).

Ослепительная Майя Вахова, верная спутница своего Мастера. debri-dv.ru

Рубаха-парень

Во Владивостоке начинающий писатель трудится главным редактором Приморского книжного издательства, главным редактором Дальневосточной студии кинохроники. Работа не требует постоянного присутствия в казённом кабинете с 8 утра до 17 вечера, и Анатолий всегда в гуще событий и людей труда — моряков, заводчан. Как вспоминала бывший редактор популярной некогда радиостанции «Тихий океан» Нина Василевская, хорошо знавшая Анатолия и его семью, квартира писателя на Пушкинской улице всегда была открыта для гостей. «Приходили моряки после рейсов, писатели и журналисты, просто читатели. В гостиной круглые сутки был накрыт стол с едой. За этим следила жена писателя Майя Петровна. Случалось, что моряки порой находились “на бичу”, и Анатолий, видя их бедственное положение, говорил: “Ну, пойдём, посмотрим книжки”. У него была большая библиотека, более 6 000 книг». «Посмотрим книжки» — это просто обогреемся, немного выпьем и сытно закусим.

Вклад Анатолия Алексеевича в развитие и расцвет Примиздата и студии кинохроники, наверное, есть — но в глаза не бросается. Может быть, потому что в эти годы пребывания на родной земле он лихорадочно, буквально день и ночь, пишет. Пишет только от руки, хотя в углу кабинета давно пылится пишущая машинка. Просыпается рано, в 6 утра, уходит гулять. По возвращении, не завтракая, закрывается в кабинете — и пишет. И так до трёх часов дня. Потом обедает, новая пешая прогулка, и продолжение «литературной вахты».

Одна за другой выходят его первые повести «Двое в тайге», «Пленники моря», «Тайна Горного острова». Его книги читают и обсуждают знаменитые в СССР литераторы Мариэтта Шагинян и Лидия Чуковская, Александр Беляев и Константин Паустовский, Дмитрий Нагишкин и Иван Ефремов. В 1959 году Вахова принимают в Союз писателей и Союз журналистов СССР. И это — признание!

Вахову можно почивать на лаврах, отрастить пузцо и превратиться в скучающего мэтра? Конечно, можно. Но он продолжает работать, буквально день и ночь. Над трилогией «Китобои», которая его и прославит. Вахов словно понимает, что жизнь коротка: и в целом, и его, земная и творческая, тоже может оказаться не слишком затянутой. Проблемы с сосудами, с сердцем, повышенное давление… Конечно, надо бы подлечиться, да ведь некогда! Его супруга Майя Петровна как может обеспечивает писателю комфортный тыл, окружает заботой и любовью. И знаете, в его успехах — огромная толика её участия и её труда!..

Последняя, предсмертная повесть Анатолия Вахова. rusbuk.ru

Сердце красавицы…

…склонно к измене? Ну, это смотря какой красавицы. Студентка Ленинградского мединститута Майя всегда замечала и восторженные ахи парней-ровесников, и плотоядные охи пожилых партийных бонз. Потому что была ослепительной красавицей. Но ни на чьи посулы не велась, а, словно булгаковская Маргарита, ждала своего Мастера. И дождалась. Хотя поначалу ничто, так сказать, не предвещало… Вот как вспоминала она начало своего романа с Ваховым: «Утром на улице почти каждый день мимоходом встречалась с высоким парнем, который мне раскланивался. Я сначала не придавала этому большого значения. Мне стало любопытно — кто же этот незнакомец, который обращает на меня внимание. Потом был день рождения у моей подруги, которая работала в газете “Смена”, там я узнала своего знакомого. Анатолий Вахов был заведующим Ленинградским отделением “Комсомольской правды”. Он был высокий и красивый… 29 июня 1947 года сыграли свадьбу. Но мужа тянуло море, и мы отправились во Владивосток».

…Красавица всю свою долгую жизнь посвятит своему Мастеру, а после его смерти будет бережно хранить память о нём. Их хабаровскую квартиру, куда семья переедет в 1953 году, она превратит в музей его памяти. И будет до самой своей кончины (что последует в 2013 году) принимать немногочисленных гостей, выступая в роли экскурсовода.

Книги остались жить?

Что остаётся после писателя? Его книги. Конечно, рассказать обо всех произведениях Анатолия Алексеевича невозможно. Поэтому — только о романах и повестях нашей приморской тематики. Это, прежде всего, трилогия «Китобои», в которую вошли романы «Трагедия капитана Лигова», «Шторм не утихает» и «Фонтаны на горизонте». Все — о драматических страницах истории местного китобойного промысла. Причём прототипами героев этих романов послужили промышленник Отто Линдгольм, капитаны Георгий Эльфсберг и Аким Дыдымов, морской офицер Генрих Кейзерлинг.

Не менее значима и дилогия «Вихрь на рассвете», она — о событиях Гражданской войны в Приморье и посвящена Михаилу Попову — юному помощнику Сергея Лазо. Захватывающий приключенческий сюжет, мужество главных героев. Любопытно, но после публикации отрывков из первого романа «Адъютант» на страницах газеты «Суворовский натиск» в редакцию газеты и автору стали поступать многочисленные отклики и воспоминания от бывших партизан, которые дополнили образ героя и его друзей. Поэтому вторую часть дилогии, «Тучи над городом», Вахов писал уже обогащённый новой дополнительной исторической фактурой. Ау, современные писатели, а вам часто пишут подобные письма читатели?..

«Твои книги останутся жить в XXI веке», — так написал Вахову его друг Николай Козлов, редактор Магаданского книжного издательства. Наверное, польстить хотел. Книги Вахова конечно, пока живы — но… Одиноко желтеют в пыли библиотечных полок. Неужели их время в самом деле вышло? Сегодня, в непростые времена, России стали особенно нужны патриоты, которых, как известно, с недавних пор начала усиленно растить школа. Так вот, уважаемые руководители педагогических процессов и процедур: есть предложение убавить формалистический раж и не частить с принудительными педмероприятиями патриотической тематики. Потому как эффект от них, мягко говоря, не очевиден. Куда лучше предложить молодым людям почитать лучшие книги Вахова, настоящего патриота Приморья, Дальнего Востока и России.

И пара слов об увековечивании его памяти. Ситуация не смешная: в Хабаровске, где писатель провёл последние годы, есть и мемориальная доска, и улица в его честь. У нас, в Приморье, ни шиша.

Наверное, это пока?

Слушать

С нами на волне

Vladivostok FM106.4 FM