Владивосток

+6°
91.77
98.02
Туризм

04 апреля 2024, 11:34

Ольга на посту

Автор: Василий Авченко

Как дальневосточную землю, лежащую южнее Крыма, приравняли к Крайнему Северу

Ольга на посту

В начале Х века здесь находился один из городов Бохайского царства. В XIX веке шумел основанный маньчжурами порт Шимынь, откуда дары тайги и моря везли в Китай. С этими же местами связаны судьбы первых русских переселенцев, отправившихся обживать далёкий и неведомый Уссурийский край. Наконец, здесь же, в заливе Ольги, на восточном побережье Приморья, могла вырасти главная тихоокеанская гавань России…

Открытие «Америки»

Первыми европейцами, обнаружившими этот залив, были англичане. Крымская война шла и на Тихом океане тоже, британцы и французы, сновавшие у берегов де-факто ничейного Приморья, давали свои имена островам, мысам, бухтам… Так было и с заливом Ольги. В 1856 году командир британского корабля «Хорнет» Чарльз Форсайт назвал эту гавань Порт-Сеймур — в честь адмирала сэра Майкла Сеймура.

Летом 1857 года дипломатическая миссия адмирала Евфимия Путятина на пароходо-корвете «Америка» заново открыла гавань. Путятин сообщил военному губернатору Приморской области контр-адмиралу Петру Казакевичу: «Этот новый залив… назвал заливом Святой Ольги…» В те же дни «Америка» открыла на восточном побережье Приморья ещё один залив — Святого Владимира. Если княгиня Ольга, правившая Киевской Русью в Х веке, первой из русских властителей приняла христианство, то её внук Владимир в 988 году крестил Русь.

Уже в 1858 году в заливе Св. Ольги появился военный пост — за два года до заключения Пекинского договора, официально давшего Приморью российское гражданство. В 1859 году сюда прибыли первые русские переселенцы. Основанная ими деревня Новинка выросла прямо на морском берегу, рядом с постом. Позже морские туманы и неподходящая почва вынудили крестьян перебраться в долину реки Аввакумовки, впадающей в тот же самый залив. Река ранее называлась Вай-Фудзин, а новое имя получила в честь архимандрита Аввакума, в миру — Дмитрия Честно́го, участвовавшего в открытии залива Св. Ольги и поставившего крест на одной из здешних сопок. На Аввакумовке уже в начале 1860-х появились сёла Ветка и Пермское. В книге «По Уссурийскому краю» учёный, писатель, военный географ Владимир Арсеньев со слов здешних первопоселенцев описывал настигавшие их поначалу беды: «По неопытности они посеяли хлеб внизу, в долине; первым же наводнением его смыло, вторым унесло всё сено; тигры поели весь скот и стали нападать на людей. Ружьё у крестьян было только одно, да и то пистонное. Чтобы не умереть с голода, они нанялись в работники к китайцам с подённой платой — фунт чумизы (злак, «чёрное просо». — В. А.) в день».

Несостоявшаяся столица

Арсеньев, впрочем, побывал в окрестностях Ольги уже после всех этих неурядиц, в 1906 году. Пермское он нашёл селом образцовым: «На свои средства они (крестьяне. — В. А.) построили у себя в деревне школу. У ребятишек… много книг по природоведению и географии. Все крестьяне достаточно начитаны и развиты; некоторые из них интересуются техникой, применяя её у себя в хозяйстве». Путешественника впечатлили здешние охотники: «Некрасов воспел крестьянина, который убил сорок медведей, а здесь были братья Пятышкины и Мякишевы, из которых каждый в одиночку убил более семидесяти медведей. Затем следуют Силины и Воровы, которые убили по нескольку тигров и потеряли счёт убитым медведям». Нашлось доброе слово и для жителей Ветки — Арсеньев особо отметил, что они фактически создали первую на Дальнем Востоке особо охраняемую природную территорию: «Они не только бьют зверя, но и заботятся о его сохранности… Сами отвели заказник, сами установили границы его и дали друг другу зарок там не охотиться».

Если на Аввакумовке переселенцы занимались сельским хозяйством и охотой, то в посту Св. Ольги жизнь шла скорее на городской манер. Здешние жители — разночинцы, отставные солдаты — брали землю под застройку, надеясь, что вскоре здесь вырастет настоящий город и участки можно будет выгодно перепродать. Основания для таких соображений были. В 1871 году Сибирскую флотилию перевели из Николаевска-на-Амуре во Владивосток, однако и после этого власти рассматривали альтернативные варианты размещения главной базы флота на Тихом океане. По свидетельству первого летописца Владивостока Николая Матвеева-Амурского, обсуждались Ольга, Посьет и даже Порт Лазарева — нынешний северокорейский Вонсан. В итоге, однако, звание главного тихоокеанского порта осталось за Владивостоком, именно туда провели железную дорогу, а в заливе Св. Ольги город так и не появился…

Юг с признаками Севера

В советское время Ольга (приставка «Св.» отпала) стала посёлком городского типа, центром Ольгинского района. Сейчас в посёлке живёт около трёх тысяч человек, во всём районе — 7 500 (это самый малочисленный из всех районов Приморского края). На берегу залива — побелевший плавник, кусты шиповника, руины фортификации… В центре посёлка храм Святой Ольги мирно соседствует с памятником Ленину — ещё одному великому Владимиру русской истории.

Посёлок Ольга лежит на 43-м градусе — как Сухум и Владикавказ. Даже Крым — несколько севернее. При этом Ольгинский район — самый южный в России из приравненных к Крайнему Северу. Климат здесь, конечно, вовсе не столь суров; эти и другие земли в советское время приравняли к «севера́м» из других соображений — для привлечения и закрепления кадров.

Ольга — наш Юг, Север, Восток и даже Запад, о котором напоминает само её имя. Все четыре стороны света удивительным образом сошлись в этой точке русского берега Японского моря.

[Здесь находится галерея]

Фото автора и из открытых источников

В центре посёлка — храм святой Ольги и Ильич.

Слушать

С нами на волне

Vladivostok FM106.4 FM