Владивосток

+7°
93.29
99.56
Происшествия

21 сентября 2022, 14:11

Последствия мощного тайфуна «Хиннамнор» разгребают в Приморье

Автор: Ирина Фасова

Последствия мощного тайфуна «Хиннамнор» разгребают в Приморье

Фото: vl.ru

Сегодня коллеги обсуждают малоизвестное слово «плювиофил». Так называют человека, который любит дождь. У нас в коллективе плювиофил через одного. Ах, эта мерная дробь дождевых капель по подоконнику, запах свежести, ощущение, что Владивосток очистился от пыли и грязи. В посёлке Хвищянка Кировского района ни одного плювиофила нет. 

Крайне мало их и в других уголках Приморья, над которыми пронёсся тайфун «Хиннамнор». «Мы сейчас боимся даже самого слабого дождичка. Ночью вскакиваешь, бежишь во двор посмотреть: вдруг опять с верхов вода хлынет», — рассказывают в Хвищянке.

В ночь с 6 на 7 сентября вот так с сопок хлынула вода. Речки-переплюйки превратились в грозную опасность. Вода без боя отвоёвывала у людей сушу — огороды, дороги, дома. А хвищанцы из тех, кто легко отделался. Сегодня своими силами сушат подвалы, где хранятся припасы на зиму: проветривают, чаще протапливают печки. Вода с погребов ушла достаточно быстро. Есть надежда, что сохранятся картофель и банки с консервацией. «Раньше нам платили компенсацию за пропавший урожай. В этот раз оценщики ущерба приехали с бумагой — постановлением, где указан порядок предоставления финансовой помощи пострадавшим в результате ЧС. Деньги дадут, если дом совсем пришёл в упадок, испортилась бытовая техника, мебель. Нам компенсации не положены», — разводят руками сельчане.

…Как сообщает правительство края, подтопленными остаются почти семь десятков домов и почти 200 приусадебных участков в трёх населённых пунктах. В крае работают 35 оценочных комиссий. Почти 3,5 тысячи человек написали заявления на матпомощь. Ущерб от тайфуна уже превысил три миллиарда рублей.

Приморью повезло в одном: тайфун ударил в то время, когда в край прибыл президент Владимир Путин (на масштабные учения и ВЭФ). Ему пришлось передвигаться на автомобиле, вертолёты из-за непогоды не летали. Поэтому когда на совещании лидер страны попросил губернатора Олега Кожемяко рассказать о последствиях тайфуна, тому было что сказать: «Ну, вы же сами были свидетелем». Поначалу глава Приморья говорил, что «особых последствий тайфуна нет, хотя он у нас прошёлся по семи муниципальным районам». Потом пришлось просить помощи у Москвы, и её дали. 15 сентября в регионе ввели ЧС федерального уровня. Только на расчистку русел рек в Минприроды попросили 7 млн руб. Надо было просить больше. Как говорят специалисты, наше законодательство очень своеобразное. Чистить реки можно только в условиях ЧС, а эти самые ЧС чаще всего возникают из-за захламления рек. Если хочешь привести реку в порядок в мирное время, готовься воевать с бюрократией.

— Главы муниципальных образований должны подготовить огромный пакет документов. Для начала реку надо оформить в хозяйственное пользование. Финансирование на работы не получишь, если у муниципалитета есть хоть копейка долгов по ЖКХ. Минимум год уйдёт на согласования и года два-три — до того момента, как получится приступить к работам по очистке. Всё это время населённый пункт будет тонуть, ситуация усугубляться, — рассказывает эксперт в области гражданской обороны.

Самая огромная, вселенская проблема — найти хозяина валежника, который образуется по берегам рек. Нет у этой древесины правового статуса. Человек непосвящённый сейчас наверняка ухмыльнулся, а тем, кто в теме, не смешно. Даже в прокуратуре края не знают, кому можно убирать мёртвые деревья, а кому нельзя. Вопрос пытались разрешить в краевом парламенте. Не получилось. В Чугуевском районе живёт один очень неравнодушный человек, у него есть трактор. Периодически мужчина пытается подобраться на нём к реке, чтобы убрать валежник. Тут же появляется полиция и едва не отправляет тракториста по этапу: ничего на реке трогать нельзя.

В это время приморские экологи мечтают увидеть этот запретительный документ. Года два назад бульдозерами варварски уничтожили нерестовые реки, такие как Барабашевка, Седанка. Их так рьяно чистили ковшами тяжёлой техники, что выгребли слой грунта вместе со всей рыбой.

— Расчистку русел надо проводить, но грамотно, с предварительной экологической экспертизой. Параллельно надо срочно решать вопросы лесоустройства. Хватит раздавать разрешения на бесконтрольную вырубку по берегам рек и не только. Мы лишаем водоёмы естественной защиты. Корневая система дерева впитывает влагу, сохраняет равновесие в природе. Иначе Приморье будет тонуть от любого тайфуна, даже не такого сильного, как нынешний, — говорит Константин Дроздов, научный сотрудник Тихоокеанского института биоорганической химии, директор общественной организации «Зелёный крест».

Слушать

С нами на волне

Vladivostok FM106.4 FM