Владивосток

+8°
92.13
98.7
История

27 апреля 2023, 14:45

Профсоюз нерушимый

Автор: Геннадий Обухов

Краткая история приморских трудовых объединений от царя Гороха до современной демократии 

Профсоюз нерушимый

pastvu.com. В годы развитого социализма профсоюзы организовывали праздничные демонстрации

Впереди долгожданные праздничные выходные, и откроет их 1 мая День Весны и Труда. Но читатели постарше помнят, что не всегда этот праздник имел столь тёплое и душевное название: ранее именовался Днём Интернационала, а с 1972 года Днём международной солидарности трудящихся. Поэтому рассказ об истории Первомая в Приморье  это не только о маёвках и застрельщиках рабочего движения. Это  о профсоюзах.

1860–1922: демократический разнобой

Возникновение профсоюзов стало итогом длительного пути, пройденного рабочим движением. В конце позапрошлого века их ещё не было, и каждый из обиженных работников защищал свои права самостоятельно. По судам, правда, ходить было бессмысленно, потому что, как ни странно, в те годы единого унифицированного трудового права как такового в Российской империи попросту не существовало. Поэтому работяг защищали руководители общественно-политических организаций, по сути — первые в Приморье революционеры. Как, например, Союза служащих, мастеровых и рабочих Владивостокского порта, созданного на волне Февральской революции в декабре 1905 года. Аналогичные структуры (зачастую полулегально) возникли на Уссурийской железной дороге, среди почтово-телеграфных служащих, на Дальзаводе. Считать ли их первыми профсоюзами — вопрос дискуссионный. С одной стороны, эти структуры реально защищали права рабочих на 8-часовой рабочий день, повышение зарплаты, отмену штрафов и сверхурочных работ, на улучшение условий труда и быта. С другой стороны, руководители этих союзов, убеждённые и пламенные революционеры, пользуясь малограмотностью своих подопечных, предпочитали бросать их на улицы под казацкие пули и шашки, нежели вести мирные аргументированные споры с работодателями. И неудивительно, что примерно к концу 1907 года, с поражением Первой русской революции, власти все эти союзы разогнали, а их лидеров-боевиков сослали на каторгу либо расстреляли.

Но они пострадали, конечно, не зря. В декабре 1906 года самодержавное правительство решило восполнить имеющийся правовой вакуум и приняло «Временные правила о профессиональных союзах», в соответствии с которыми деятельность подобных организаций легализировалась — но жёстко регламентировалась. Общественное благо? Как сказать. Дело в том, что мирным путём защищать права рабочих было крайне затруднительно. По той причине, что по-прежнему отсутствовало сведённое воедино трудовое законодательство. И так было до 1913 года, пока не был принят Устав о промышленном труде.

Но простому рабочему, зачастую малограмотному, осилить все 597 статей документа, изложенных в четырёх разделах, было невозможно! И видимо, вовсе не по случайному совпадению именно в этом году в крае появились первые «мирные», не «революционные» профсоюзы. Они активно и в целом успешно работали в сфере трудовых отношений: разрабатывали и заключали коллективные договоры, продвигали социальное страхование работающих.

Особенно активно эта работа ускорилась после свержения самодержавия в 1917 году. Да, в Приморье началась политическая свистопляска и частая смена коалиционных и белых режимов — но именно в этой политической «чаше Петри» бурно расплодились десятки заметных и не очень профсоюзов. Самые крупные союзы краевого и городского масштаба — железнодорожников, рабочих Владивостокского военного порта («металлистов»), грузчиков торгового порта, работников транспорта и связи, печатников. Врачи как «белая кость» объединились в своё Общество врачей Южно-Уссурийского края. Из числа местной профсоюзной экзотики — союзы домашней прислуги и маляров, женщин-служащих общепита. Этот демократический разнобой упорядочили после образования Центрального бюро профсоюзов г. Владивостока под руководством большевика Григория Раева.

В те бурные годы так же бурно росло число членов профсоюзов. Так, если до 1917 года их было всего 497 человек, то к осени 1922 года в союзы вступили около 10–12 тысяч человек. К концу Гражданской войны в Приморье профсоюзное движение развилось, окрепло и числилось в авангарде борьбы за рабочее дело.


1923–1991: путёвочку не желаете?

Скажем сразу: после окончательной победы советской власти в Приморье наши профсоюзы из авангарда борьбы за интересы своих членов, где они до недавнего времени хотя бы числились, прочно и надолго перешли в фактический арьергард. Вся борьба свелась в основном к организации и участию в праздничных демонстрациях, автоматическому взиманию профвзносов из зарплаты и раздаче профсоюзных путёвок в ведомственные здравницы — а профбоссы разного калибра стали наживать балансовую и личную собственность. «В основном» — потому что справедливости ради надо отметить, что эпизодически низовые профорганизации всё же отстаивали интересы своих членов и в судах, и на комиссиях по трудовым спорам, где рассматривались ходатайства администраций об увольнении работников по порочащим основаниям. Но мы забежали вперёд…

К концу 1925 года в Приморье действовало 858 коллективных договоров с охватом более 320 тысяч человек. Учитывая формализм и страсть коммунистов к статцифири, словечко «охват», равно как и иные подобные термины, что будут использованы в очерке далее, можно было бы и закавычить. Но если это сделать — дальнейший текст очень уж зарябит!

…В последующие годы профсоюзы края занимаются индустриализацией и социалистической перестройкой народного хозяйства на новый лад. Что, конечно, в условиях обширной, но слабо заселённой территории, преобладания сезонных отраслей краевой промышленности сделать непросто. В этом трудящимся (а в основном функционерам) помогает социалистическое соревнование (по определению Ленина — «живое творчество масс»), распространение передового опыта лучших производственников, механизаторов и доярок, развитие и углубление стахановского движения. Для повышения дисциплины на заводах и фабриках, а также борьбы с мелкими хищениями (очень уж любили советские «несуны» переть с родного производства кто что горазд) внедряются органы рабочего контроля. С течением времени они превращаются в самостоятельную организационную силу («народный контроль») и занимаются проверками любых городских и сельских учреждений, выше их по статусу — только органы партийного контроля.

В 1933 году к профсоюзам на государственном уровне переходит управление социальным страхованием, в 1934 году — руководство санаторно-курортным делом, а с 1937 года — и туризм. Члены профсоюзов массово оздоравливаются, занимаются физкультурой и спортом, приобщаются к культурной семейной жизни и социалистическому быту. В октябре 1948 года проходит первая Приморская краевая межсоюзная конференция, которая избирает краевой Совет профсоюзов и его руководящие органы. Первым председателем крайсовпрофа избирается Серафим Лисенков.

Приморские профсоюзы переживут, хотя и с трудом, время радикальных экономических реформ. И в этот период короткой политической свободы, им, пожалуй, придётся максимально полно заниматься уставной деятельностью по защите своих членов от повальных увольнений, вышибать через суды массово задерживаемые зарплаты. Боевитым и принципиальным руководителем в этом плане зарекомендует себя первый председатель Федерации профсоюзов Приморья Владимир Чубай.

Что сегодня? Газетная площадь, увы, заканчивается, поэтому все актуальные новости о продолжении профсоюзной борьбы за права трудящихся узнавайте на сайте Федерации профсоюзов Приморского края. Гуглите, не ленитесь.

Слушать

С нами на волне

Vladivostok FM106.4 FM