Владивосток

+8°
91.77
98.02
Экономика

08 февраля 2024, 15:50

Прощай, геолог! 

Автор: Марина Попова

Крупнейшее геолого-разведочное предприятие края рассыпается в прах 

Прощай, геолог! 

Геология в Приморье — всё! Последние столпы вот-вот покинут своё «родовое гнездо» в известном всему Владивостоку четырёхэтажном здании на улице Прапорщика Комарова, бывшей Геологов. Следом за канувшим в вечность названием навсегда уходит в историю предприятие «Приморгеология». 

От уникального коллектива, который в 2016 году насчитывал порядка 170 человек, осталось с десяток, и те ждут сокращения. Коридоры пусты, в кабинетах, где ещё недавно кипела жизнь, никого. Чудом сохранилась пара уже архивных табличек с названиями геологических партий.

Не продаётся вдохновенье, но можно рукопись продать 

Часть помещений передана в аренду. Остальные, кажется, ждут своего часа. Свято место пусто не бывает. С непрофильными активами, как и с прошлым, расстаются, смеясь. Три этажа в центре города — хороший такой кусман геологического пирога. Если в заулочках владивостокского Арбата какой-то страшненький нежилой сарай — один этаж с антресолями — торгуется за 90 миллионов, то продажа офиса «Приморгеологии» обернётся кому-то умопомрачительным гешефтом. Добавим к этому громадную территорию производственной базы на Угловке. Земельку тоже ведь можно выгодно толкнуть.

А ещё есть особая ценность — геологический музей, фонды которого создавались несколькими поколениями специалистов. Впрочем, говорят, что коллекции уже успели изрядно поредеть. Наверное, изъедены пылью времён.

Забудь имя своё 

В голове не укладывается, что процветающее предприятие, гордость и слава Приморья буквально за несколько лет разрушили, как мы любим, до основания. Курс был взят давно — с развала всей геологической отрасли края. В лучшие годы в Приморье действовало десять геолого-разведочных экспедиций, в которых работали около 30 тысяч человек. В конце 80-х край вошёл в число самых геологических изученных регионов Дальнего Востока. Были открыты уникальные месторождения вольфрама, олова, полиметаллических руд, угля, бора, золота, серебра…

Пнули, не сказав спасибо

— Предприятие последовательно отправляли в небытие. Реорганизация, смена руководства, передача управленческих функций хабаровскому подразделению. Эффективные менеджеры резали по живому, — рассказывает Александр Мыглан, председатель профсоюза АО «Дальневосточное ПГО» во Владивостоке. — От приморского коллектива ДВ ПГО (ранее «Приморгеология»), в штате которого на конец 2017 года числилось 217 человек, осталось лишь 30 работников. С сентября 2018 года основное руководство предприятием — от организации охраны труда до управления персоналом — осуществляется из Хабаровска. За это время сменилось шесть директоров по персоналу и пять человек, ответственных за охрану труда. Ни о какой преемственности и последовательности действий речи не идёт. Новый работник — «новая метла».

Профсоюзный актив всеми силами пытался бороться с регулярными нарушениями трудового и профсоюзного законодательства. Мы сдерживали и отменяли приказы, обращались в прокуратуру, трудовую инспекцию, к руководству холдинга, в аппарат президента России, но реакции не последовало…

Эх, было время 

Когда-то я работала в «Приморгеологии». Это было время настоящего возрождения предприятия — 2012–2015 годы. Компании единственной доверялись госзаказы на поисковые и оценочные геолого-разведочные работы в крае. Каждый год геологи выигрывали контракты на 10–12 федеральных заказов. К примеру, в 2013 году предприятие выполнило госзаказы почти на 200 млн рублей.

Здесь возились с молодыми специалистами. Директор собирал толковых ребят со всей страны — выпускников из Томска, Владивостока, Воронежа, Иркутска. Им подыскивали съемное жильё, оплачивали аренду, покупали бытовую технику. Тем, у кого не было высшего образования, помогали поступить на бюджет в профильный вуз. Но самое главное, что получала здесь молодёжь, это практику, работу в «полях» и камералке рядом со старшим поколением, где каждый — великолепный мэтр, охотно делившийся опытом, знаниями и тайнами профессии.

Исчезли, как мамонты

Помню, однажды мы в шутку подсчитали, что общий возраст «Приморгеологии» около 10 тысяч лет. Вес — более 12 тонн. Примерно столько весил один очень крупный мамонт! Исходя из этих цифр, решили, что коллектив может по праву считаться продолжателем популяции мамонтов на земле.

Не получилось. «Приморгеология» исчезла, как и мамонты. Опасное получилось сравнение, пророческое. Накликали, называется.

Сегодня Приморский край — единственный дальневосточный регион, в котором нет государственной геологической организации. Участь «Приморгеологии» разделили «Приморнедра» — отдел геологии и лицензирования департамента недропользования ДФО по Приморскому краю. Подразделение закрыли в октябре 2023-го. Тогда же упразднили министерство природных ресурсов ПК, полномочия которого передали управлению в составе нового ведомства — министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды, животного мира и природных ресурсов. На сайте минлесхоза информация о деятельности управления до сих пор умещается в три слова — «в стадии разработки».

Кому это нужно? Никому! 

Обычно в таких случаях нужно искать выгодополучателей, но тут это невозможно. Чтобы свести на нет предприятие со всей его богатой историей, великими достижениями и «штучными» кадрами, нужно быть полным идиотом, но никак не бенефициаром. А может быть, идиоты все мы?! Ну, раз не понимаем, не видим пользы в этих мудрых, дальновидных процессах поглощения и уничтожения отрасли.

Для Приморья геологоразведка всегда имела особую ценность. По минерально-сырьевому потенциалу край занимает третье место в ДФО и лидирует по ряду позиций. Это касается запасов нерудного сырья (борное сырье, плавиковый шпат), редких металлов (литий, бериллий, германий, кадмий), а также свинца и цинка.

На территории края разведано 332 месторождения твёрдых полезных ископаемых. 180 из них открыты геологами «Приморгеологии».

Блеск золота, сияние сапфира 

Приморье — настоящая геологическая жемчужина. У нас есть практически все полезные ископаемые, среди них особо ценные — золото, платина, сапфиры, алмазы, уран, германий, ванадий. У нас даже нефть есть, с ресурсами до 300 млн тонн.

В Чугуевском районе — рений, один из самых редких и дорогих металлов в мире. Килограмм рения стоит до 10 тысяч долларов.

В Лесозаводском и Дальнереченском районах — кладезь графита, где его можно добывать больше, чем на Тайгинском месторождении, которое до сих пор считается одним из крупнейших в России.

В Пожарском районе — золотые россыпи и «голубые гиацинты»: цирконы, очень редкие драгоценные камни голубоватого цвета.

В Красноармейском — уникальное золотое месторождение «Глухое» — 200 тонн золота. Там же запасы сапфиров — 2,5 тонны. Говорят, кто-то давно уже по-тихому таскает эти камушки — сапфиры, «гиацинты», благородные опалы, а они всё никак не кончаются.

Другим такой дорогой не пройти 

Есть одна раритетная книга о «Приморгеологии». В ней никаких художеств. Только биографические данные всех, кто когда-то работал здесь. Книга толстая. Фамилий сотни. Каждый человек из книги — лучший представитель особой, геологической породы людей, исключительного и неповторимого сообщества тружеников, романтиков, талантов.

Мне повезло работать рядом с великими. Первооткрыватели месторождения Александр Сясько, Алексей Родионов, Сергей Литвиненко, отличник разведки недр, почётный разведчик недр Александр Кандауров, главный геолог Сергей Коваленко, начальник партии Людмила Пеженина, замдиректора компании Владимир Тисун, Александр Найденко, Геннадий Белянский... Ушедшие от нас Виктор Рыбалко, Анатолий Шелихов. И ещё много незаурядных, ярких людей.

В этом году предприятию исполнилось бы 68 лет. Не дожили. 68-й полевой сезон закрыт навсегда, так и не открывшись. Ни асов, ни молодых кадров — в «полях» сегодня никого. Прощайте, пробы и маршруты, свиты, обнажения, месторождения. Прощай, приморская геология!

Какая же тоска, чёрт подери.

Слушать

С нами на волне

Vladivostok FM106.4 FM