Владивосток

+17°
92.5
98.91
Экономика

16 февраля 2023, 12:03

Сказка о рыбаке и рыбке: от кеты до аухи

Автор: Василий Заяшников

Годом Живого Амура по версии Всемирного фонда дикой природы стал начавшийся 2023-й. Директор Амурского филиала WWF России кандидат химических наук Пётр Осипов рассказал «ДВ ведомостям» об амурских богатствах (к сожалению, исчерпаемых) и опасностях, грозящих главной реке Дальнего Востока.

Сказка о рыбаке и рыбке: от кеты до аухи

Фото: Вадим ШКОДИН

— Ещё год назад специалисты говорили о биологической катастрофе — пустующих нерестилищах лосося на амурских притоках, прессе легального и нелегального промысла, необходимости временного запрета лова кеты. Что происходит сейчас с красной рыбой?

— Данные мониторинга показывают, что снижение численности кеты продолжается. У проходных лососей есть определённый жизненный цикл: кета возвращается на нерест в реку, из которой она ушла, через четыре года, горбуша — через два. Желательно отследить этот цикл и понять, какие мероприятия нужны. Сейчас уже и рыбопромышленники говорят о том, что у них нет возможности выбрать квоты, часть из них говорит о необходимости ограничения лова. Единственное, никак не могут договориться, где его ограничивать — то ли в нижнем, то ли в среднем Амуре, и каким видом орудий ловить.

С нашей точки зрения, важно не каким орудием, а сколько ловить. Нужен комплексный подход к оценке воздействия по всему Амуру, чтобы избежать моментов перелова как по выданным квотам, так и по нелегальной добыче. Следует вести работу и по охране нерестилищ, и по определению реальной промысловой нагрузки на популяции. Мы очень надеемся, что Росрыболовство и Хабаровский край примут соответствующие меры. Лосось — не только важный элемент экосистемы, но и чрезвычайно ценный ресурс для человека. Если продолжать подрубать сук, на котором сидит рыбная промышленность, рано или поздно мы можем остаться в ситуации, когда просто не будет рыбы.

— Не менее суровая жизнь у амурского осетра и калуги. Помнится, шла речь о разработке стратегии сохранения амурской царь-рыбы. Здесь что-то происходит?

— К сожалению, ничего в этом плане не движется, нужны достаточно серьёзные средства на то, чтобы оценить современное состояние популяции и воздействие на неё нелегального промысла (легальный в Амуре не ведётся). Открытых данных о состоянии популяции осетровых нет. Мы со своей стороны за эти годы, к сожалению, не нашли возможности подробнее исследовать этот вопрос, просто не нашли поддержку и финансирование.

— С прошлого года на рынках Владивостока стала попадаться редкая рыба  ауха, китайский окунь. Неужели её вывели из Красной книги?

— Из Красной книги не вывели, нарушение в этом есть. Но есть и второй момент: состояние популяции любого вида, который нуждается во внесении в Красную книгу либо уже внесён туда, нужно постоянно мониторить. По многим данным, ауха стала появляться в больших количествах. В чём причина — то ли это связано с потеплением воды, то ли с тем, что во время массированных наводнений очень много аухи ушло с рыбоводных ферм в Китае и оказалось в бассейне Амура, то ли это естественное развитие популяции — сложно сказать. У учёных однозначного ответа нет, но численность точно стала выше. Ввиду отсутствия постоянного мониторинга вопрос о том, выносить ауху из Красной книги, переводить в разряд промысловых видов или не переводить, пока никем не ставится. С точки зрения законодательства отлов «краснокнижного» вида и торговля этой рыбой — конечно же, нарушение. Но, наверное, тут нужно смотреть не только формально. По всем отзывам, аухи становится больше. Всё равно местные жители будут её ловить.

Фото: Евгений КАРПУТИН. Аухенная рыба! Китайский окунь нашёл себе место под солнцем рынка на Спортивке

— Около 10 лет назад озвучивались планы строительства целого каскада новых ГЭС на притоках Амура или даже на его основном русле. Эти планы исчезли из повестки?

— Сейчас о строительстве в таких масштабах речи не идёт. Ни для кого не секрет, что Дальний Восток остаётся энергоизбыточным. Есть задачи перераспределения уже произведённой электроэнергии. То, что у нас в ряде территорий её не хватает, связано с неразвитостью сетей. Поэтому вопрос о большем количестве ГЭС сейчас не обсуждается. Тем не менее регулярно возникают вопросы о строительстве так называемых противопаводковых ГЭС, которые должны не только генерировать электроэнергию, но и аккумулировать воду во время паводков. Вопрос в том, что зачастую количество воды, которое они могут аккумулировать, проблему паводков не решает. И в любом случае нам нужно думать, как регламентировать хозяйство и как расселяться. Достаточно глупо селиться на территории, где у тебя дом 10 лет будет стоять спокойно, а потом его будет смывать река… Планы строительства противопаводковых ГЭС (в основном в Амурской области) обсуждаются, но вопрос об их финансировании, насколько нам известно, не решён.

— Ещё одна угроза Амуру — золотодобывающая промышленность…

— Проблема сейчас обсуждается на самом высоком уровне, привлечено внимание Российской Федерации, власти регионов с большим вниманием относятся к этому вопросу. Проблема заключается прежде всего в том, что в отсутствие контроля многие мелкие компании, получившие лицензии, пытаются вести хозяйство с нарушением: во-первых, технологий золотодобычи, во-вторых, природоохранного законодательства. Поскольку ты находишься за 800, 900, 1 000 км от контролирующих органов, а они ограничены в числе проверок, соблазн, конечно, велик. Наиболее остро проблема стоит в Амурской области. В Хабаровском крае и Приморье количество лицензий значительно меньше, и, самое главное, здесь меньше поисковых лицензий. Если добросовестные компании действительно ведут разведку запасов, то недобросовестные моют золото без соблюдения технологий. Под видом поиска они просто-напросто ведут добычу — фактически хищническую. Считаю, что это достаточно серьёзная проблема не только для охраны природы, но и для безопасности государства.

Слушать

С нами на волне

Vladivostok FM106.4 FM