Владивосток

+13°
92.01
98.71
Общество

24 ноября 2022, 12:46

Сквозь землю заселиться: При продаже жилья во Владивостоке указывают наличие бомбоубежища  

Автор: Ирина Фасова

Эксперты отмечают: тема защитных объектов в последнее время пользуется повышенным спросом. По данным Worldstat, в октябре количество запросов в «Яндексе» по слову «бомбоубежище» выросло почти в 20 раз. 

Сквозь землю заселиться: При продаже жилья во Владивостоке указывают наличие бомбоубежища   

Фото: Артур Романенко

Владивостокцы к бомбоубежищам были неравнодушны всегда, независимо от текущей ситуации в стране и мире. Артур Романенко, руководитель городского диггер-клуба, четверть века изучает тайны подземелий. ДВВ поговорили с ним о городских бомбоубежищах, привидениях и гостайне.

— Сколько во Владивостоке бомбоубежищ?

— Точное число общественникам неизвестно. Есть утраченные, есть те, которые прошли мимо глаз исследователей. Хотя во Владивостоке народ очень любознательный и любопытный. Историю города изучают со всех сторон. Бывает, открываем лекцию по очень узкоспециализированной теме, а приходит полный зал.

У нас огромное число исследователей-натуралистов. Законами особо на заморачиваются. Объект в общем пользовании — значит, давайте сходим, посмотрим. В 90-е по такому принципу массу убежищ превратили в руины. Наиболее ценное местное продали на металлолом, ради развлечения устраивали поджоги. Есть убежища, которые принадлежат крупным государственным или окологосударственным предприятиям. Там со времён СССР ничего не менялось, объекты укомплектованы, за ними следят, содержат на должном уровне. Они числятся в реестре защитных сооружений, как положено по закону, имеют классность по сопротивлению ударной волне.

— Какая классность у владивостокских убежищ? Или это гостайна?

— Совершенно не тайна. Классность (или как называлось раньше, категорийность) указана в строительных нормах и правилах. Делится на три категории в зависимости от калибра авиабомб, попадание которых может выдержать сооружение.

— Сейчас перед Приморьем поставили задачу проинспектировать подвальные помещения, которые могут играть роль бомбоубежищ…

— Про наведение порядка в убежищах легко сказать, но трудно сделать.

Это, как правило, подземные сооружения, любые действия (проектирование, строительство, эксплуатация) — всё сложно и очень дорого. Советский Союз был могучей державой, поднапрягся, построил бомбоубежища по всей стране. Раньше мы находили ржавые таблички со словом «бомбоубежище», которые крепили на домах Владивостока. Уроки НВП (начальная военная подготовка) шли в школах с первого класса, занятия по ГО (гражданской обороне) регулярно проводили на каждом предприятии. Миллионы советских людей чётко знали, как действовать. Сегодня ничего этого практически нет.

Есть общее название «ЗСГО» — защитное сооружение гражданской обороны. Данные объекты могут укрыть людей от боевых действий или техногенных катастроф. В современной классификации, которую приняли сравнительно недавно, три типа таких объектов. Первое самое крутое — бомбоубежище. Оно крепкое, надёжное, автономное: защитит (рассчитано на прямое попадание какого-либо боеприпаса), очистит воздух, имеется запас воды, продовольствия.

— Такие сооружения во Владивостоке есть? 

— Конечно. Но это опять же мы говорим про СССР. О современных строениях диггеры не знают. Может, крупные корпорации что-то и строят. Нам разведсводки на стол не кладут, как говорит публицист Дмитрий Пучков, мы общественная организация. Второй тип ЗСГО — противорадиационное укрытие. Попадание некоторых снарядов может не выдержать, но с задачей сохранить от поражающих факторов атомного взрыва справится. В СССР всерьёз готовились к атомной войне, глобальному уничтожению. Этой теме уделяли огромное внимание. Недавно появился новый тип защитных сооружений — просто укрытие. Защищает от осколков, артобстрелов оружием малого и среднего калибра.

— Давайте поговорим про мифы и легенды владивостокских подземелий. Говорят, от маяка на Токаревской кошке по подземному тоннелю можно дойти до острова Русский. Это правда?

— Нам, исследователям, хотелось бы, чтобы это была правда. Но это не так. Очень много мифов разбиваются о суровую действительность. Когда-то мы с товарищами тоже пытались искать тайные ходы, сейчас, конечно, нет, потому что обладаем определённой информацией. Самый распространённый миф про Владивосток — зашёл в подземелье и ходишь по ответвлениям туннеля неделями, ищешь выход, как в компьютерной игре. Человек всегда руководствуется экономическими реалиями. Для того чтобы построить такую подземную сеть, как в Москве или Санкт-Петербурге (я про метро), нужны, прежде всего, экономические обоснования.

— Метрополитена во Владивостоке никогда не будет?

— Давайте пофантазируем. Представим, что наши предки по какой-то причине решили: не будем кушать и носить одежду, а все деньги пустим на подземные коммуникации, объединённые в одну сеть. Их строительство дороже, чем полёт в космос. В нашем городе для метро крайне неблагоприятные геология (тяжёлый скальный грунт) и гидрология (много источников). Буквально вчера нашёл в архивных документах интересный факт про людей, которые что-то копали и нашли подземный ключ на глубине 30 метров.

Ещё про метро. Помню, я в детстве ходил на Нейбута в магазин, на нём висел огромный щит: генплан развития Владивостока на такие-то годы. Там говорилось, что первую линию метро «Вторая Речка — центр» построят в 1996 году. То, что в СССР планировали, обычно осуществлялось. Но тогда был запланирован и рост населения до более 800 тысяч человек. У нас эта цифра в последние десятилетия колеблется в районе 600 тысяч. Города-миллионника пока нет.

— Может, у нас есть городские подземелья с привидениями?

— Говорят, что есть, но я их не видел. Все наши исследователи — суровые реалисты. Мы ничего не отрицаем. В некоторые объекты спускались сотни раз. Увидим — обязательно сообщим. В молодости, конечно, был праздный интерес. С друзьями, как и многие горожане, выслеживали на форте № 3 на Дальхимпроме призрак Белого Дедушки.

— Хорошо, вы ничего не видели. Может, слышали потусторонние звуки?

— Этого сколько угодно — и загадочные звуки, и движение воздуха. Но всё объясняется обычной физикой — капает вода, конструкция убежища такая, что звук там ревербирует (дрожит, затухает). В подземные фортификационные сооружения ходили ребята из Мариинского театра. Первым делом там начинают петь. Звучание невероятное, акустика шикарная.

— Тогда пожелаем всем нам использовать убежища для того, чтобы там петь, а не прятаться. 

Карта бомбоубежищ Владивостока засекречена. Однако у нас много защитных сооружений без статуса спецобъектов, в которых можно временно укрыться. Информацию можно найти на сайтах диггеров.

Где искать убежище:

- на 1-й Морской;

- в депо «Первая Речка»;

- проспект Острякова, 2, под медуниверситетом;

- в районе набережной Спортивной гавани. Правда, вход в скалу замуровали;

- школа № 74, ул. Харьковская;

- Берёзовая, 21;

- Лейтенанта Бурачка, 11;

- Фирсова, 4;

- Калинина, 105 и 116;

- Героев Варяга, 5;

- Пологая, 72;

- Бестужева, 15.

Слушать

С нами на волне

Vladivostok FM106.4 FM