Владивосток

+2°
93.44
99.57
Общество

14 октября 2022, 13:10

Стремясь к миру во всём мире, Никита Хрущёв вручил Китаю русский Порт-Артур

Автор: Геннадий Обухов

Стремясь к миру во всём мире, Никита Хрущёв вручил Китаю русский Порт-Артур

12 октября 1954 года правительства СССР и КНР заключили соглашение о выводе советских воинских подразделений из Порт-Артура. Крепость, каждая пядь земли которой была полита кровью наших воинов, наконец-то передавалась Китаю. Почему «наконец»? Потому что лидер КНР Мао Цзэдун долгое время от возвращения Порт-Артура… отнекивался! Ясно, что ничего не ясно. Будем разбираться.

ПРЕДЫСТОРИЯ: приобрели за взятки

На рубеже позапрошлого и прошлого веков, учитывая усиливавшуюся военно-политическую конфронтацию с Японией, Россия нуждалась в незамерзающей военно-морской базе неподалёку от вражеских берегов. И выбор пал на Порт-Артур (название порту дали англичане в период колонизации). Дипломатические переговоры на эту тему велись вяло и результата не приносили, посему (неясно, с высочайшего ли соизволения) в декабре 1897 года русская эскадра Тихого океана явочным порядком вошла в Порт-Артур. Здесь командующий эскадрой адмирал Фёдор Дубасов, предъявив как аргумент орудия двух броненосцев и одного крейсера, провёл непродолжительную беседу с руководителями местного гарнизона генералами Сун Цином и Ма Юйкунем. Тот, кто главнее, получил за понимание 100 тысяч рублей, его зам — 50 тысяч (не ассигнациями, а золотой и серебряной монетой). После чего местный 20-тысячный гарнизон покинул крепость, оставив новым хозяевам 59 пушек вместе с боеприпасами. А спустя несколько недель с прибывшего из Владивостока парохода на берег сошли две сотни забайкальских казаков, дивизионы полевой и крепостной артиллерии. Самодержец Николай II по такому счастливому случаю объявил Дубасову «высочайшую благодарность», а всем чинам вверенной ему эскадры — «монаршее благоволение».

Порт-Артур через местных ценителей жёлтого металла отжали — но вопрос всё же требовал окончательного решения в дипломатической плоскости. Китайцы силой возвращать порт не решились и, дабы сохранить лицо, 27 марта 1898 года заключили соглашение о передаче его России в аренду на 25 лет. И как бонусный арендный довесок — весь Квантунский полуостров. Россияне в порту обжились и начали строить крепость, завершить процесс помешала Русско-японская война. По итогам которой, как известно, Порт-Артур стал японским. Таковым и оставался до 22 августа 1945 года, когда на завершающем этапе Второй мировой войны советские десантники не очистили город. 14 августа 1945 года СССР и Китай подписали соглашение об использовании Порт-Артура в качестве совместной военно-морской базы сроком на 30 лет.

Срок действия договора, как нетрудно подсчитать, истекал лишь в 1975 году и, очевидно, мог быть продлён. Но так не случилось. А что случилось?

РАУНД 1: деликатный Сталин

В 1949 году после гражданской войны власть на континентальной части Китая завоевали коммунисты во главе с Мао Цзэдуном. Москва приняла самое деятельное участие в судьбе нового Китая: финансовая и военно-техническая помощь, направление военных и экономических советников. Лидер СССР Иосиф Сталин, стремясь упрочить братские отношения с коммунистической КНР, даже сделал широкий территориальный жест: в 1950 году Квантунский полуостров был безвозмездно передан Китаю. Порт-Артур при этом в подарочный пакет не вошёл, — только потому, что Мао выступил категорически против. «Ввиду заключения незаконного американо-японского мирного договора мы считаем, что Китайское правительство имеет основания и необходимость просить Cоветское правительство оставить советские вооружённые силы в зоне Порт-Артура и не выводить их в конце 1952 года», — писал Мао Сталину. То есть на то время китайский лидер считал советскую группировку в Порт-Артуре своеобразной гарантией безопасности. Иосиф Виссарионович пошёл навстречу: «До сего времени мы считали, что скорейший уход советских войск из Порт-Артура вполне соответствует Вашим желаниям. …Если Вы на этом настаиваете, мы согласны удовлетворить Вашу просьбу». И при этом Сталин даже проявил несвойственную для себя деликатность: «Надо иметь при этом в виду, что это отступление от договора следует разумно обосновать для внешнего мира, чтобы не получилось впечатления, что СССР навязал Вам такое решение».

Таким образом, по инициативе Мао и благословению Сталина аренда Порт-Артура и советское военное присутствие в регионе стали бессрочными. Но в марте 1953 года вождь народов умер — пришли совсем иные времена…

РАУНД 2: голубь мира Хрущёв

Летом 1954 года в череде прокачиваемых в Кремле документов неожиданно возник в качестве проблемного вопрос о денежном довольствии наших военнослужащих в Порт-Артуре. Министр финансов СССР Арсений Зверев сообщил в ЦК КПСС: «Валютными планами по неторговым операциям и операциям Госбанка СССР на 1954 год… расходы на финансирование частей Советской Армии в Китае и выплаты с рублёвых вкладов военнослужащих предусмотрены в сумме 284 млн рублей. За первое полугодие текущего года указанные расходы составили около 120 млн рублей. Эти расходы производились за счёт остатков китайской валюты в кассе Госбанка СССР. …В настоящее время они исчерпаны». В то время как торговля с Китаем по идеологически выдержанному курсу не только не могла покрыть дефицит средств на содержание Порт-Артура, а более того, привела бы «…к потерям для СССР в сумме около 100 млн рублей в 1954 году».

Но так ли уж нищенствовал в те годы великий Советский Союз, что не мог позволить себе содержание стратегически важного Порт-Артура, находившегося, напомним, фактически во внедоговорном нашем бессрочном владении? Многие сотни миллионов рублей (в том числе инвалютных) вливались в развитие космической программы и строительство новых ГЭС, освоение целинных земель и развитие Дальнего Востока, а на Порт-Артур — не нашлось?.. Предполагаемый ответ чуть ниже, а пока — о фактах.

29 сентября 1954 года советский лидер Никита Хрущёв приехал в Пекин на пятилетие КНР, через несколько дней прилетел в Порт-Артур и объявил о решении передать Китаю город Дальний и военно-морскую базу, а также о выводе с полуострова всех советских войск. Также по решению Хрущёва китайской стороне безвозмездно передавались все здания и сооружения, а также наше «имеющееся в наличии и исправное различное вооружение и приборы» (список — на 11 листах убористого машинописного текста). Итого — на 40 млн золотых рублей. Вывод советских войск и передача сооружений и вооружений правительству КНР завершились в мае 1955 года.

Ну а теперь о причинах. Их две.

Во-первых, Никита Сергеевич в пику американским и европейским «ястребам» и «поджигателям войны» желал прослыть и остаться в истории «голубем мира». Ему по идеологическим мотивам глубоко претила практика содержания зарубежных советских военных баз как олицетворение колониальной «политики царской, империалистической» (здесь и далее цитаты из его выступлений). И кроме Порт-Артура он закрыл ещё три подобные базы. «Наша линия чиста, ясна. Мы оказываем помощь бывшим колониям, в наших договорах нет ни одного пункта, омрачающего наши отношения или содержащего посягательства на независимость той страны, которой оказывается помощь. В этом сила социалистического лагеря».

Во-вторых, имели место обыкновенный субъективизм и волюнтаризм. Именно так, сравнительно мягко, поименовали историки десятилетие странного и бесшабашного правления Никиты Сергеевича, громившего художников и сеявшего кукурузу за Полярным кругом. И волюнтаризм Хрущёва в случае с повторной сдачей Порт-Артура выразился в том, что, экономя 100 млн рублей на содержании дальневосточной зарубежной группировки, он тут же принял решение образовать комиссию «для выработки 10-летнего плана военно-морского судостроения и плана строительства авианосцев». Цена вопроса — под миллиард, и при этом было неясно, где и как новые корабли будут базироваться и обслуживаться…

А неожиданно деликатное решение Сталина по Порт-Артуру Хрущёв в беседе с китайским лидером без ложной скромности и в присущей ему хамской манере охарактеризовал так: «Вы знаете мою точку зрения. Я был при жизни Сталина против его старческой глупости… Подчёркиваю, старческой глупости». Как говорят обитатели африканских саванн, удобно пинать дохлого льва. А главное — безопасно…

Однако с позиции сегодняшнего дня надо признать, что с передачей Порт-Артура Хрущёв, как ни странно, «попал в масть». Ведь рано или поздно, но порт всё равно пришлось бы возвращать Китаю. Добром — или вынужденно. В истории наших взаимоотношений были и взлёты, и падения (приводившие к территориальным спорам) — и второй Даманский нам был точно не нужен. А китайцы — они молодцы: бережно хранят память о русских воинах, павших в Порт-Артуре, и привечают наших туристов, приехавших поклониться их могилам. Так что сожалеть, пожалуй, и не о чем?

Слушать

С нами на волне

Vladivostok FM106.4 FM