Владивосток

+4°
93.29
99.56
История

25 января 2023, 15:00

Татьянин век в Татьянин день

Автор: Пётр Ткалич

Учитель литературы и русского языка, жена партийного работника, заботливая бабушка. О Татьяне Ткалич вспоминает внук Пётр

Татьянин век в Татьянин день

Татьяна Ильинична с коллегой в родной 32-й школе на Чуркине

Моя бабушка, Татьяна Ильинична Ткалич (урождённая Меньшикова), родилась 25 января 1923 года в Петровском Заводе (ныне город Петровск-Забайкальский Читинской области). Я не могу в это поверить, но на днях ей бы исполнилось 100 лет. Она оставила о себе добрую память во Владивостоке.

Вдохновили декабристы

Через девять месяцев после её рождения, в том же году, умер её дед — уроженец Москвы, ссыльнопоселенец Матвей Афанасьевич Тарасов. Скорее всего, он поселился в этих местах после того, как отбыл срок на каторге. Нам пока удалось выяснить только название статьи уголовного кодекса, по которой велось следствие в 1913–1914 гг., — «Попытка свержения существующего строя».

Как известно, в Петровском Заводе отбывали ссылку декабристы. Многие из них там и похоронены. Поэтому неудивительно, что тема декабристов интересовала Татьяну Ильиничну всю жизнь, и я думаю, она прочитала по этой теме всё, что было доступно в советский период. Совсем не исключаю, что именно интерес к этой теме привел её в профессию — учителя литературы. Ну и русского языка по совместительству, разумеется. Этой профессии она отдала всю жизнь. Изумительным и поражающим окружающих знатоком русской литературы оставалась до самого преклонного возраста.

Уже на закате дней, потеряв зрение, она читала правнуку наизусть целые главы из «Евгения Онегина». При этом за своё образование она во многом благодарила ... радио. Считала, что именно прослушанные многочисленные литературные передачи и радиопостановки значительно расширили её кругозор.

Её мать держала в Петровске постоялый двор, и поэтому Таня фактически жила в соседнем доме у тётки — вдовы унтер-офицера Первой мировой войны. Там были возможности для самостоятельных занятий и чтения. В 1930 году она пошла в школу. В начальных классах занятия проходили по так называемому групповому методу. Это когда все ученики сидят за одним большим столом и всё делают вместе. Никаких парт не было. В старших классах Татьяна была одной из лучших. Списать у отличницы стремились все. Однажды она совершила грубую ошибку, в результате неуд получил весь класс.

«Из вас бы вышел отличный контрразведчик!»

По окончании школы Татьяна уехала в город Сретенск, где два года проучилась в учительском институте. После чего получила назначение в Сковородино (произошло это 15 июля 1941 года). Там и проработала до конца войны — учителем, специалистом в районо, а потом и директором школы. Я никогда там не был, но неоднократно слышал от бабушки присказку «Бог придумал Сочи, а чёрт — Сковородино и Могочи».

Однажды, когда временно обмелел Амур и пароходы не ходили, для решения вопроса продовольственного обеспечения учителей ей пришлось пройти пешком вдоль границы с Маньчжурией 27 километров. Прошла и вопрос решила. А ведь на границе в те годы было ой как неспокойно.

В Сковородино за Татьяной Ильиничной безуспешно начал ухаживать контрразведчик. Он говорил молодой учительнице: «Зачем вам этот лошадиный доктор (мой будущий дед. — Авт.)? Из вас бы вышел отличный контрразведчик!». И скорее всего, он был прав. Когда в 90-е она передавала мне рабочую информацию на пейджер, я не переставал удивляться, как виртуозно бабушка зашифровывала сообщения, которые считала ненужными для посторонних ушей.

Но замуж она всё-таки вышла за «лошадиного доктора». То есть за пограничника, который действительно был ветеринаром — лечил лошадей и собак на пограничных заставах. Он по окончании войны собирался поступать в институт и поэтому приходил к молодой учительнице подтянуть свои знания по русскому языку. Ну вот и подтянул...

Свадьбу сыграли в Сковородино в сентябре 1945 года. В маленькую учительскую квартирку набилось около 30 человек. Начальник ветслужбы выделил молодожёнам неслыханную роскошь — четыре литра спирта ректификата и три литра денатурата! Из ректификата сделали водку, а денатурат сварили с брусникой и процедили — получилось «красное вино». Свадьба удалась на славу! Теперь каждый вечер верный конь Ручеёк привозил к дверям этой квартиры счастливого мужа.

Его демобилизовали следующим летом, и молодая семья поехала в Приморье. Там к тому времени уже более или менее крепко обосновались старший брат и родители супруга.

Учить и учиться

У обоих была мечта — высшее образование. За мечту эту пришлось платить долго и дорого. Учились по очереди, жили трудно, а маленьких дочерей приходилось на долгие месяцы оправлять к бабушкам. Но как бы там ни было, дипломы учителей во Владивостокском педагогическом институте получили оба. Она, естественно, по специализации «русский язык и литература», супруг — по истории. Свою педагогическую карьеру во Владивостоке Татьяна Ильинична начала в школе номер 76, которая существует и поныне недалеко от «Владхлеба». Поселились рядом, по адресу улица Писаревская, 14, — в шлакозасыпном домишке, у одной из стен которого сгнила перегородка, и шлак просто высыпался на улицу. В пристройке пытались держать поросёнка, но эта затея не увенчалась успехом.

Бабушка вспоминала, что, когда приходили гости, угощением, как правило, служила картошка с селёдкой. Супруг, человек широкой души, когда всё съедалось, кричал: «Таня, неси ещё!» Приходилось провести разъяснительную работу, что, прежде чем кричать, нужно было спросить: а есть ли в доме что-нибудь ещё из угощения? Ведь так бывало далеко не всегда.

Владивостокский педагогический институт. Начало 50-х годов. Позже в этом здании в районе горпарка разместится биофак ДВГУ. Фото:pastvu.com 

Вспоминается и такой факт. Однажды бабушку пригласили на торжественный приём, посвящённый Дню Военно-Морского Флота, к самому адмиралу Фокину. Дело в том, что дед уже к тому времени довольно серьёзно продвинулся по партийной линии и стал доверенным лицом Виталия Алексеевича на выборах в Верховный Совет РСФСР по Первомайскому району (семья перебралась туда в 1951 году). Однако под благовидным предлогом она убедила супруга туда не идти. А причина оказалась проста — подходящего для столь торжественного случая туалета у неё просто не нашлось.

Тепло, радость, спокойствие…

Всего семья прожила на Чуркине 13 лет. Но даже после того, как переехали в центр в связи с переводом главы семейства на другую работу (он на 17 лет возглавил приморское профтехобразование), Татьяна Ильинична ещё два года продолжала работу в 32-й школе (а до этого восемь лет проработала в 27-й). Затем перешла в гидрометеорологический техникум на Авроровской, где ещё 12 лет ставила грамотность будущим метеорологам.

Кстати, старшая дочь Наталья Андреевна тоже стала учительницей (преподавала математику) и проработала в школах Владивостока три десятилетия. Более того, в начале 90-х она организовала и почти 10 лет руководила негосударственной «Доброй школой», где с успехом применяла новаторские методики. Посвятила себя преподавательской работе и внучка Екатерина.

Семья Ткалич: Андрей Петрович, Татьяна, дочери Оля и Наташа

Лично для меня слово «бабушка» — это тепло, радость, спокойствие, защищённость, забота. Ну и, конечно же, чтение на ночь. «Незнайка» в разнообразных городах, «Мэргэн», «Приключения Гулливера» — я после однократного прочтения уже знал наизусть, всё равно просил её почитать. Как и многие дети, в то время я видел её рядом в несколько раз больше, чем собственную маму.

До последних дней бабушка вместе с дедом, который пережил голод 30-х годов, жили очень экономно. Тратили на себя только одну пенсию, а вторую непременно откладывали.

Я помню, что у неё в комоде лежали томик «Воспоминаний княгини Волконской» и маленький театральный бинокль. В этот бинокль она с балкона наблюдала, как любимый муж — заядлый рыбак — уплывает на оторвавшейся льдине вдаль от родной бухты Фёдорова. К счастью, в тот раз всё закончилось благополучно.

Когда-то в молодости бабушка пару раз съездила с мужем на рыбалку. Но поскольку оба раза она своим уловом утёрла нос заядлым рыбакам, больше её туда не приглашали.

Супруги прожили в любви и согласии 52 года. Бабушка пережила деда на 11 лет. Она ушла после сильной грозы в июне 2008 года практически за одну ночь. А через два года с небольшим появилась на свет её правнучка. Сегодня 12-летняя Таня, как и многие её сверстники, считает себя очень взрослой. А ещё она очень любит читать.

Слушать

С нами на волне

Vladivostok FM106.4 FM