Владивосток

+8°
93.25
99.36
История

24 декабря 2022, 10:47

Тридцать лет как три жизни. Сценарный набросок сериала о командире, поставившем точку в Гражданской войне  

Автор: Геннадий Обухов

17 декабря 1883 года в семье крестьянина из Уфимской губернии появился на свет будущий красный командир Степан Вострецов. За три десятка прожитых сознательных лет он пережил события, которых с лихвой хватило бы на три человеческие жизни: служба у белых и красных, десятки служебных перемещений, несколько фронтов и боевых ранений, степные равнины и якутские морозы. Биография, по которой так и напрашивается сценарий приключенческого сериала по мотивам Гражданской войны. 

Тридцать лет как три жизни. Сценарный набросок сериала о командире, поставившем точку в Гражданской войне   

Памятник Вострецову в селе Бураево Республики Башкортостан bbb.kcobrb.ru

СЕРИЯ 1: театр потерял артиста

В 13 лет Степан вступает в РСДРП, но почему-то в её меньшевистскую фракцию (может быть, набор в большевистскую был временно закрыт? — эту ошибку исправит спустя 15 лет, вступив в нужную фракцию). В 1909 году, будучи призванным рядовым в армию, осуждён военно-полевым судом на три года тюрьмы. Рядовой читает в казарме с сослуживцами запрещённую политическую брошюру, неожиданно входит офицер и требует показать книжку. Вострецов отказывается и получает удар по лицу. Унижения не терпит: выхватывает из пирамиды ружьё со штыком и бросается на обидчика. Тот спасается бегством. За вооружённое нападение на вышестоящего командира Степану грозит расстрел, но на следствии он умело разыгрывает роль припадочного, страдающего приступами неконтролируемой истерии. Отбывает наказание и направляется на первый свой фронт — Первую мировую войну.

Воюет смело и умело, растёт в чинах: ефрейтор, прапорщик, трижды ранен, раз контужен. На груди 25-летнего героя три Георгиевских креста, открыты перспективы по службе. Но после Октябрьской революции на них — крест.

Может, и временный. А пока прапорщик, демобилизовавшись, возвращается в своё село, где организует коммуну, избирается в первый сельсовет. Но летом 1918 года, когда Уфа опять под властью белых, Степана как бывшего партактивиста закрывают в городскую тюрьму — после непродолжительного следствия ему вновь грозит расстрел. Старая схема с помешательством могла и не сработать, поэтому Вострецов, блеснув врождённым артистическим даром, убеждает следователя, что красный партбилет — лишь хитрое прикрытие и что он всегда стремился под благородный стяг белой идеи. Убеждает! Более того, ему не просто верят, но даже поручают организовать штаб по вербовке комсостава для Белой армии! Одевает прапорщик красивую «хрустящую» белую форму с лампасами, начинает трубку для важности курить.

Понятно, что при первой же возможности бежит к красным. И прямо в этой форме! Ну и артист! Естественно, первый же встреченный им большевистский заслон рвётся его немедленно шлёпнуть — но Вострецова вновь спасает его дар перевоплощения! Невероятно, но командование Петроградского полка верит перебежчику, что он свой, красный, и после задушевной беседы назначает его помощником командира роты! Дальше — десятки новых военных должностей, карьерный рост. И четыре (!) ордена Красного Знамени. Поэтому следующую серию им и посвятим.

СЕРИЯ 2: героический человек 

ОРДЕНА ПЕРВЫЙ И ВТОРОЙ. С 3 июня 1919 года Вострецов — командир Петроградского, затем Волжского полка. Именно его подразделение, не считаясь с потерями, разносит в клочья оборону белых и первым входит в Челябинск. Второй орден — уже через полгода: также первыми соколы красного командира занимают белый Омск. Формулировка при награждениях — «за личный героизм», и она повторится неоднократно.

ОРДЕН ТРЕТИЙ. Боевой путь Вострецова, гнавшего колчаковцев к Тихому океану, завершается на Дальнем Востоке. С сентября 1922 года Степан Сергеевич — заместитель командира 2-й Приамурской стрелковой дивизии. В составе сводного полка НРА ДВР штурмует Спасск и гонит в шею белогвардейцев из Приморья. За что в августе 1923 года и получает третий орден Красного Знамени.

За этими суховатыми фактами и цифрами как-то не особо ярко виден сам человек. Поэтому пробел нам поможет восполнить главный маршал артиллерии Николай Воронов: «Омской дивизией командовал герой Гражданской войны Степан Вострецов. Мы с восхищением смотрели на его четыре ордена Красного Знамени — столько же орденов имели тогда ещё трое: Фабрициус, Федько и Блюхер. Комдив Вострецов был очень доступный и простой человек, пользовавшийся всеобщим уважением. Нас подкупало отсутствие всякой заносчивости, пытливость ума и человечность».

А орден № 4? Он за что? Так об этом — отдельная серия!

СЕРИЯ 3: противники и почти что друзья

После завершения Гражданской войны в Приморье Вострецов переводится в штаб на должность исполняющего особые поручения главкома НРА, на оперативно-боевой, так сказать, простор. И случай проявить свои навыки и мужество предоставляется почти незамедлительно...

Июль 1922 года. Последний правитель Приамурского края Дитерихс решает «зажечь» северо-восток России. Предусматривается десант на берега Охотоморья восточнее Якутска, быстрый захват города и создание там центра нового восстания против большевиков. Командовать отрядом поручается 28-летнему генералу Пепеляеву. Несмотря на кажущуюся авантюрность плана (ну как можно свергнуть советскую власть отрядом в 553 человека?), генерал проявляет себя неплохим тактиком и задачу эту решает. «Белые ходоки» уничтожают местный гарнизон, а с каждым днём в их отряд вступают всё новые сагитированные ими бойцы из местных аборигенов. Ситуация не то чтобы грозит выйти из-под контроля — уже выходит. И для ликвидации последнего дальневосточного очага Гражданской войны требуются экстренные чрезвычайные меры. 15 июня близ порта Аян высаживается вооружённый красный десант под командованием Вострецова.

И он не штурмует порт с моря (к чему готовятся пепеляевцы), а захватывает соседний Охотск. А затем первая красная десантура в течение трёх дней, делая 25-километровые марш-броски по бездорожью и сопкам, выходит к порту и просто окружает его со всех сторон. Не желая ненужного кровопролития, Вострецов предлагает Пепеляеву сдачу, гарантируя ему и его воинам «справедливый рабоче-крестьянский суд». Генерал соглашается, оба военачальника скрепляют капитуляцию рукопожатием и совместным фото. Почти как добрые друзья. Вострецов относится к Пепеляеву с уважением и после суда над ним хлопочет о его освобождении и даже зачислении того в РККА военспецом! Всесоюзный староста Михаил Калинин идёт навстречу и подписывает указ о помиловании осуждённого на десять лет генерала, но в Красную армию того всё ж не берут.

ЧЕТВЁРТЫЙ ОРДЕН Вострецову за ликвидацию отряда Пепеляева, проведённую без единого выстрела, вручается практически немедленно, в октябре 1923 года.

Реальный герой, грамотный военный стратег, икона красноармейского стиля. А дальше что? А дальше — события, менее героические и больше печальные, которые можно уместить в одной, заключительной серии.

В глазах — неизбывная боль. Последнее фото Вострецова itemimg.com

СЕРИЯ 4: боль физическая и душевная

После истории с Пепеляевым Степан Сергеевич меняет по несколько должностей в год: помощник командира Забайкальской стрелковой дивизии, командир Тульской стрелковой дивизии, командир Омской стрелковой дивизии, комиссар стрелкового корпуса. И далее — в том же духе. В 1929 году вверенный ему корпус успешно отбивает КВЖД от китайских экспансионистов, за что комкор получает Почётное революционное оружие. С мая 1931 года — командир 9-го стрелкового корпуса в Новочеркасске, где и проживает в служебном доме.

Но жизнь нелегка. Постоянно мучают боли от прогрессирующего онкологического заболевания, не всегда «берёт» даже морфий. И на одном из последних фото командира — та же жестокая боль в глазах. Историю с постоянными мучениями можно быстро завершить, но не пристало легендарному комкору проявлять непростительную и непоправимую слабость. Наверное, боль физическую как человек мужественный он смог бы терпеть до предначертанного конца, но к ней неожиданно примешивается боль душевная... После парада 1 мая 1932 года, что прошёл в Ростове, управляя собственным автомобилем, Вострецов сбивает женщину. Выживет ли, нет? Он не знает. Опасаясь встречи с милицией и дальнейшего позора, он этой же ночью мчит домой, в Новочеркасск. Ранним утром 2 мая, между 4 и 5 часами утра, не заходя в дом, он пускает пулю в висок на его пороге. Без всякой предсмертной записки.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ ТИТРОВ. Мелькают памятник и бюст, установленные Вострецову на родине и в местах боевой славы, а также панорамы улиц, названных в его честь в Аяне, Бирске, Витебске, Магадане, Омске, Уссурийске, Усть-Каменогорске, Уфе, Хабаровске, Челябинске. И конечно, во Владивостоке.

Помним. Ценим. Благодарим.

Слушать

С нами на волне

Vladivostok FM106.4 FM