31 мая 2023, 12:00
Владивостокского капитана держат в Шри-Ланке, вымогая деньги у судовладельца за сгоревшее судно. Путина попросили о помощи
«Мы очень ждём нашего отца домой!»

Об истории капитана Виталия Тюткало, жителя Владивостока, мы уже писали. В подробностях рассказывали, как в мае 2021-го у берегов Коломбо, неофициальной столицы и крупнейшего города Шри-Ланки, сгорел и затонул контейнеровоз X-Press Pearl. Судном, принадлежащим сингапурской компании, управлял наш земляк — и благодаря ему никто из членов экипажа не пострадал. Но он до сих пор — третий год! — находится в чужой стране без права выезда.
Живой залог
Раз в месяц-полтора русского капитана возят на заседание Высокого суда Коломбо, где он сидит в наручниках и даже не понимает, о чём речь, а адвокаты через переводчиков потом объясняют. После заседаний — отпускают. Требования постоянно меняются. И капитан — живой залог того, что в топку растущих аппетитов сингальского льва не перестанут подкидывать хрустящие купюры.
Во Владивостоке у Тюткало остались две дочки и жена. Он пропустил свадьбу старшей — хотя женились, конечно, с отцовского благословения. Не побывал на «последнем звонке» у младшей — но сейчас затеплилась надежда, что сможет отвести её на первое занятие в университет. Супруга Наталья написала обращение президенту — она верит, что Владимир Путин услышит и поможет вернуть Виталия на Родину.
— Как на этом пароходе оказался… Там был экипаж китайский, три месяца работал, — вспоминает Наталья. — Но из-за коронавируса туда никто не мог прилететь. А он прилетел. И вот они со стармехом налаживали работу команды. Как только у них хорошо стало получаться, началась пересменка экипажа, и произошла такая трагедия…
Как это было
Вкратце напомним, как развивались события. Чтобы их воссоздать, я прочитала и просмотрела множество текстовых, фото- и видеоматериалов, в том числе и обширную переписку капитана с судовладельцем, с судовыми агентами, с капитанами портов. Почему бы следователям из Коломбо не сделать то же самое? Точного ответа дать не могу — но, полагаю, потому, что расследовать всю эту историю никому не надо. Надо денег (и, видимо, уже таблеток от жадности).
Итак, в мае 2021 года контейнеровоз X-Press-Pearl совершал свой четвёртый рейс — из Сингапура в Индию с заходом в несколько портов. Вёз он 1 486 контейнеров, в которых в том числе находились косметика и химикаты. 10 мая в порту Хамад (Катар) обнаружилась утечка азотной кислоты — протёк контейнер, погруженный в Арабских Эмиратах. Но катарские портовики снимать груз с борта отказались, сославшись на… Рамадан! Их сейчас не судят, кстати. Как не судят индусов в порту Хазира, отказавшихся 15 мая под предлогом коррозийности груза выгружать контейнер, хотя из него уже валил едкий жёлтый дым. Зато судят агентов, постиравших все сообщения о бедствии, которые слал экипаж по пути из Хазиры в Коломбо. К счастью, вся переписка сохранилась и у капитана, и у судовладельцев — другой вопрос, что следователи в Шри-Ланке постоянно теряют её копии.
Пожар на борту начался 19 мая, когда судно зашло в порт Коломбо, правда, к причалу его не пустили. Большой такой пожар. С воздуха за пламенем наблюдали ланкийские военные, на борт поднимались официальные лица, важно ходили, смотрели… И ничего не происходило. Два дня экипаж тушил своими силами, потом подошли спасательные буксиры, мощности которых даже близко не хватало (но они хотя бы старались). С воздуха для проформы скинули пару пакетов огнетушащего порошка. Всё.
В общем, экипаж покинул тонущее судно — X-Press Pearl догорел и затонул. Масштаб экологической катастрофы громадный. Химикаты оказались в море, пластиковые пеллеты до сих пор находят в желудках рыб. На берег выбросилось около 800 «краснокнижных» черепах (сначала их «посчитали» по 400 долларов за каждую, потом экологи возмутились — и мёртвые черепахи «подорожали» до 20 тысяч долларов. Простите за цинизм, но это всё-таки попахивает экологическим рэкетом, ведь, как пишут тамошние газеты, черепах-то не 800, а 10 тысяч. И это только черепах!). На какое-то время запретили прибрежную рыбалку. Семьи рыбаков остались без средств к существованию. И, кажется, единственными, кому оказалось не наплевать, в те дни были члены экипажа — почему-то местное правительство, отлично зная о последствиях, не побежало спасать контейнеровоз…
И тут тоже есть предположение почему. Дело в том, что судовладелец — одна из крупнейших в мире профильных компаний X-Press Feeders, и у неё абсолютно точно есть деньги. С ходу внесли 3,6 млн долларов, потом ещё и ещё. Часть этих денег вроде как предназначалась пострадавшим от катастрофы рыбакам.
Нищие, да не все
Тут стоит заметить, что в Шри-Ланке очень плохо. Страна буквально нищая, а сейчас ещё её охватил мощнейший экономический кризис. Цитирую слова Кристиана Скуга, представителя ЮНИСЕФ в Шри-Ланке: «Нынешний кризис доводит семьи до полного отчаяния. Многие дети голодают, не ходят в школу. В больницах заканчиваются лекарства, необходимые детям и беременным женщинам. Если мы не начнём действовать немедленно, самые уязвимые из детей заплатят непомерно высокую цену за кризис, который возник отнюдь не по их вине». Кстати, наш соотечественник и тут ведёт себя достойно: помогает, жертвует деньги местной школе, которая живёт за счёт общины. За свой счёт стерилизует бродячих собак с местного пляжа. И даже уже себе завёл трёх собак и кошку, подобрал на улице.
Но плохо в Шри-Ланке не всем. Колоссальное социальное расслоение заметно невооружённым взглядом. Богачи (они же власть, они же владельцы местных СМИ, они же владельцы местного правосудия) ездят на машинах, которые нам и не снились, и живут — буквально — во дворцах. И есть огромные сомнения, что хоть цент от судовладельца получат настоящие пострадавшие.
— Я трижды летала к мужу в Шри-Ланку. Столько машин роскошных в жизни не видела, сколько там! И тут же этот бедный народ… Вот в этот раз в марте, на День независимости страны. Руководители для себя выстроили такие хорошие места, а простых людей не пустили даже одним глазком посмотреть, просто огородили.
Несмотря на долгое отсутствие мужа, Наталья всегда говорит «мы». Спрашиваю о планах: что сделаете, когда Виталий вернётся домой? «Мы поедем на участок» (наш «морской волк» очень любит и дела земные — работу на участке в Девятом Валу), «мы будем наслаждаться жизнью». И главное — «мы пройдём полное медицинское обследование».
— Нервы, давление, — вздыхает Наталья. — У него был сердечный приступ. Каждый день пьёт таблетки, измеряет давление. Он поседел за это время…
Письмо президенту
22 мая Наталья Тюткало написала и отправила письмо президенту РФ Владимиру Путину. Цитируем:
«…В течение пяти дней экипаж и портовые службы боролись с возникшим возгоранием за сохранность корабля, но из-за отсутствия необходимых спасательных и технических средств в порту Коломбо судно спасти не удалось. По приказу моего мужа весь экипаж вовремя эвакуировался и был доставлен на берег буксиром, который посильно помогал в тушении и, к счастью, был рядом. Ни один человек не пострадал. После этого у людей отобрали паспорта, сделав их невыездными, при этом не предъявив никаких обвинений. В течение последующего года власти Шри-Ланки постепенно стали отпускать людей в их страны, домой (экипаж был интернациональным). Последними улетели граждане Китая, в мае 2022 года. Мой муж остался один. Власти Шри-Ланки требуют огромные компенсации с судоходной компании, при этом фактически держа моего мужа в заложниках. […] Обвинений ему не предъявляют.
В связи с этими обстоятельствами эмоциональное и физическое здоровье моего мужа значительно ухудшилось. Ему требуется соответствующее обследование и лечение, которого он получить не может.
Здесь, во Владивостоке, его ждут двое детей. Каждый день мы боимся, чтобы с ним ничего не случилось, два года мы живём в постоянном стрессе, и я боюсь, что дети могут больше никогда не увидеть своего отца.
Я знаю, что наша Великая страна не бросает своих граждан в беде, и очень надеюсь, что вы сможете помочь моему мужу. Пожалуйста, посодействуйте всем, чем возможно! Мы очень ждём нашего отца домой!
С уважением, Тюткало Н. Н.»