Владивосток

+8°
94.07
99.93
История

25 января 2023, 13:42

Высоцкий на Дальнем. Тому, кто первым открыл закрытый порт Владивосток, сегодня исполнилось бы 85

Автор: Василий Авченко

25 января со дня рождения культового поэта и артиста, на песнях которого выросли целые поколения, исполняется 85 лет. «ДВ ведомости» вспоминают, что связывает Владимира Высоцкого (1938-1980) с тихоокеанскими пределами нашей страны.

Высоцкий на Дальнем. Тому, кто первым открыл закрытый порт Владивосток, сегодня исполнилось бы 85

От Магадана до Владивостока (дальневосточные дороги)

Известно, что Высоцкий побывал в двух дальневосточных городах: Магадане и Владивостоке. В Магадан он прилетел в марте 1968 года к другу — однокласснику и сокурснику по Московскому инженерно-строительному институту поэту Игорю Кохановскому. За несколько лет до этого Кохановский уехал на Колыму — устроился в газету «Магаданский комсомолец», выпустил первый сборник стихов «Звуковой барьер». В Магадане Высоцкий не выступал — был, по деликатной формулировке Кохановского, в «полуразобранном состоянии» и провёл в столице Колымского края всего около суток.

Поездка во Владивосток летом 1971 года была продолжительнее и, если можно так сказать, официальнее. В то лето Высоцкому исполнялось 33, он готовился к премьере «Гамлета». Во Владивосток Высоцкого зазвал Борис Чурилин — электромеханик китобойной базы «Владивосток», познакомившийся с артистом в Москве. Приглашение в закрытый город оформили через ДВМП. Высоцкий взял краткий отпуск (сохранилось заявление на имя директора Театра на Таганке Николая Дупака: «Во Владивостоке у меня много друзей — моряки и рыбаки Дальневосточного ордена Ленина пароходства…»), 30 июня прилетел во Владивосток и провёл здесь несколько дней.

1-4 июля прошли выступления Высоцкого в Доме культуры моряков (ныне — Пушкинский театр). Директор ДКМ Анатолий Белый «пробивал» разрешение на концерты через Приморский крайком КПСС. Сохранились снимки с выступлений, сделанные фотокором краевой партийной газеты «Красное знамя» Борисом Подалёвым и оператором студии «Дальтелефильм» Петром Якимовым. Все вырученные деньги поступили в Фонд мира — во Владивостоке Высоцкий ничего не заработал. И ничего не пил — был в завязке, в дружеском застолье закрывал свою рюмку ладонью и говорил: «Я или пью, или работаю».

Известны его владивостокские маршруты: Семёновская, Бестужева, Уткинская, крайисполком на 1-й Морской… Высоцкий встретился с моряками теплохода «Феликс Дзержинский», пришвартованного у Морвокзала. Капитаном был Николай Свитенко; несколько лет спустя Высоцкий назовёт героя своего незавершённого «Романа о девочках» Николаем Святенко.

Посетил он и партком ДВМП, где секретарь Анатолий Пилипенко вручил гостю сувенирный штурвал и грамоту от имени Нептуна Тихоокеанского. В этом самом особняке по ул. 25 Октября (Алеутская), 15б в 1920 году в семье обрусевшего швейцарца Бориса Бринера и Маруси Благовидовой родился сын Юлий, в будущем — знаменитый актёр Юл Бриннер. Едва ли об этом знал Высоцкий; а значит, на встрече с Юлом, состоявшейся уже два года спустя в Париже, он, к сожалению, не мог сообщить герою «Великолепной семёрки», что побывал в его родном доме.

Во Владивостоке Высоцкий начал стихи «Я б тоже согласился на полёт…», посвящённые памяти погибших 30 июня 1971 года во время приземления «Союза-11» космонавтов Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева. Из записи владивостокского концерта: «Лучше всего начинать с песен военных. Во-первых, чтобы отдать дань воинам, которые погибли, и потом — сегодня ещё у всех такое настроение… Вот, я думаю, что нужно как-то, в какие-то минуты обязательно в память погибших космонавтов, которые вчера погибли… Я с ними со всеми дружил, их знаю очень, и поэтому… Сегодня я… Первый раз узнал об этом во Владивостоке… Так что видите, как оказывается, не только война уносит жизни и подвиги совершаются не только на фронте… Но, к сожалению, у меня нет ни одной песни о космонавтах, я обязательно напишу…». После этого Высоцкий исполнил песню о лётчиках-истребителях «Их восемь, нас двое».

В 2013 и 2014 гг. во Владивостоке и Магадане открылись памятники Высоцкому с ожидаемыми подписями — песенными цитатами: «Открыт закрытый порт Владивосток» и «Я расскажу тебе про Магадан».

От удэгейцев до Даманского (дальневосточные строки)

Магадан появляется у Высоцкого, увлекавшегося колымско-лагерным фольклором, чаще любого другого города: «Мой друг уехал в Магадан», «Я уехал в Магадан», «Что сегодня мне суды и заседанья…». Что до строки «Открыт закрытый порт Владивосток» из песни «Москва — Одесса» 1967 года, то она двусмысленная: Владивосток сравнивается с дырой, куда «не заманят и награды». Как бы то ни было, Высоцкий выступил пророком: четверть века спустя, в 1991-1992 гг., город открыли и для соотечественников, и для иностранцев.

В песнях Высоцкого — весь Советский Союз. Он «застолбил» всю страну, от Москвы до окраин. Пел о тюменских геологах, сибирских бичах, бодайбинских старателях… Если говорить о Дальнем Востоке, то, помимо Магадана и Владивостока, в его песнях прописались Хабаровск («Через 10 лет — всё так же»), Анадырь («Летела жизнь»), Находка («Мы вместе грабили одну и ту же хату…»), Сахалин («Долго же шёл ты в конверте, листок…»). Последнюю из названных, как и песню «Цунами», Высоцкий написал для фильма Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Внимание, цунами!» (1969), снимавшегося во Владивостоке.

Стихи «Как-то раз цитаты Мао прочитав…» посвящены советско-китайскому конфликту 1969 года на острове Даманском; а ещё раньше был глумливый цикл, связанный с культурной революцией в Китае, «жёлтой угрозой» и ухудшением отношений КНР и СССР. Песня «Реальней сновидения и бреда…» основана на удэгейском фольклоре, с которым Высоцкий познакомился благодаря повести Бориса Можаева «Падение лесного короля». Последний служил в Порт-Артуре и Владивостоке, работал в газете «Боевая вахта». Высоцкий снимался в фильме «Хозяин тайги», поставленном Владимиром Назаровым по другой повести Можаева из того же цикла — «Власть тайги»; в экранизации действие перенесено из Приморья в Сибирь.

Самая первая песня Высоцкого «Сорок девять дней» («Суров же ты, климат охотский…») написана в 1960 году о солдатах Крючковском, Поплавском, Федотове и Зиганшине, унесённых штормом с Итурупа в Тихий океан на барже Т-36; 49 дней спустя их спас американский авианосец «Кирсардж». Хотя автор не относился к этой песне всерьёз и первой называл «Татуировку», без особой натяжки мы можем сказать, что песенный мир Высоцкого начался с Тихого океана. Да и потом его тексты нередко расцвечивались морским и дальневосточным колоритом.

Директор ДКМа Анатолий Белый и Владимир Высоцкий

Слушать

С нами на волне

Vladivostok FM106.4 FM