01 ноября 2023, 12:30
Без воды, тепла и туалета
В женской колонии Приморья продолжают издеваться над заключёнными

Сотрудники женской колонии № 10 в посёлке Горное Михайловского района Приморского края, которые насильно постригали заключённых, теперь сами могут оказаться за решёткой. Прокуратура Приморского края провела проверку по публикации «Дальневосточных ведомостей» «Обрить нельзя помиловать» (смотрите № 41 от 11 октября; материал также доступен на сайте dvvedomosti.com).
Речь в материале шла о том, что женщин с длинными волосами массово стригут налысо против их воли, потому что в колонии якобы завелись вши. Члены Общественной наблюдательной комиссии Приморья по защите прав человека в местах принудительного задержания (далее ОНК), которым поступили жалобы от матерей отбывающих наказание девушек, посетили колонию, дабы проверить сигналы. Они были в шоке и рассказали следующее: «Насильственное острижение девушек, порядка 50, было похоже на показательную казнь. Начальник колонии полковник внутренней службы Оксана Грицкова нецензурной лексикой унижала девушек, посмевших ей возразить, угрожала штрафным изолятором и поощряла насилие над ними. Ни у одной из девушек на момент бритья не были обнаружены вши и гниды. Как выяснилось в дальнейшем, фельдшер уволился в день объявления карантина. На наш вопрос, каким способом были утилизированы заражённые волосы, начальник колонии ответила, что их сожгли. Однако, по словам осуждённых, волосы после состригания с каждой головы были аккуратно разложены в отдельные пакеты»
«В ходе проверки установлено, что доводы публикации о наличии противоправных действий со стороны сотрудников ИК-10 нашли своё подтверждение, в связи с чем вынесено постановление о направлении материалов проверки в Следственный комитет для решения вопроса об уголовном преследовании сотрудников колонии», — говорится в ответе прокуратуры, который имеется в распоряжении редакции.
Эта исправительная колония, единственная женская в Приморье, где сейчас отбывают наказание около 700 женщин со всего Дальнего Востока, прогремела на всю страну не только благодаря публикации в Telegram-канале «Дальневосточных ведомостей», которую подхватили и федеральные издания, но и вмешательству известной российской правозащитницы и члена совета по правам человека при президенте РФ Евы Меркачёвой.
Вот что она написала в новом посте в своём Telegram-канале:
«Помните историю про насильно обритых налысо девушек-осуждённых в приморской колонии (у них были шикарные косы, на коленях умоляли их не брить, а одна даже пыталась убежать и была избита)? Два ответа пришло — из ФСИН и прокуратуры. В тюремном ведомстве написали, что девушки сами захотели побрить голову. Ох. Привычка оправдывать даже совершенно очевидные нарушения.
В прокуратуре (спасибо ей) признаны факты нарушения законодательства. Теперь Следственный комитет вынесет решение — возбудить уголовное дело против руководителей колонии. А я тем временем общаюсь с девушками, которые освобождаются. Рассказывают то же, что и члены ОНК: начальница считает колонию своим поместьем, осуждённых — крепостными, с которыми можно делать что угодно.
Хотелось бы, чтобы ей провели психиатрическую экспертизу и проверку на полиграфе. Может быть, это профессиональное выгорание, а может быть, что-то ещё более серьёзное. И тогда ей нужна профессиональная помощь.
ОНК региона и прокурор — молодцы. Спасибо им!»
Общественники действительно самые главные молодцы в этой истории. Это они провели проверку и рассказали обо всём журналистам. И они не успокоились даже после ответа прокуратуры. 23 октября члены ОНК вновь посетили злосчастную колонию и выявили новые нарушения, которые были отражены в протоколе.
Во-первых, женщин (в том числе с онкологией и ВИЧ) совсем не лечат. В редакции есть список из 22 больных, которым не оказывается помощь.
В помещениях холодно, женщины замерзают. При этом одежду выдают не по размеру и не по сезону.
Заключённые не могут утолить жажду: бак с питьевой водой пуст. Приходится пить из-под крана. Холодная вода есть не всегда, горячей нет совсем. Туалетов не хватает, приходится ходить на улицу и только группами по пять человек. По мнению членов ОНК, это ущемление человеческого достоинства.
А вот это уже совсем «шариковщина»: начальница колонии распорядилась отлавливать кошек и уничтожать их (сжигать в печи котельной). За пойманных и принесённых котов она объявляет осуждённым благодарности. Коты не угодили начальнице тем, что из-за них срабатывает сигнализация.
«Кроме прогулки по пути до столовой и обратно, находящиеся в отряде строгих условий содержания женщины вынуждены ничего не делать. Изо дня в день. Недели. Месяцы. Годы, — говорится в заключении ОНК. — Им запрещены телефонные звонки. В свиданиях почти всегда отказывают. Вместо того, чтобы находящиеся за решёткой могли развиваться, образовываться, исправляться, поддерживать связи с семьёй, осуждённым создаются невыносимые условия. Они подвергаются моральной пытке, лишённые всего!»
Общественники направили своё новое заключение в прокуратуру Приморья и Генеральную прокуратуру РФ. Какие ещё злоключения ждут несчастных девушек?