21 декабря 2025, 09:19
Да хоть в горы с Мацегорой
Прощание с послом. Как дипломат спас бухты Приморья от браконьеров
Печальная новость из Пхеньяна. Руководство Министерства иностранных дел РФ и Первый департамент Азии МИД России с глубоким прискорбием сообщили, что 6 декабря 2025 года на 71-м году жизни скоропостижно скончался чрезвычайный и полномочный посол Российской Федерации в Корейской Народно-Демократической Республике Александр Мацегора.
С Александром Ивановичем прощались вчера, 16 декабря, в Москве…
«Ушёл из жизни яркий, талантливый, безгранично увлечённый своим делом человек, великолепный организатор, один из наиболее выдающихся представителей отечественной дипломатической школы, всю свою жизнь посвятивший беззаветному служению Родине, с присущими ему высочайшим профессионализмом и самоотверженностью отстаивавший национальные интересы», — говорится в некрологе Министерства иностранных дел России.
А лидер КНДР Ким Чен Ын назвал Мацегору способным дипломатом и настоящим другом, чей вклад в отношения двух стран невозможно переоценить.
Досье
Александр Мацегора родился 21 ноября 1955 года в Одессе, Украинская ССР, в семье военнослужащего и школьной учительницы.
В 1978 году окончил факультет международных экономических отношений Московского государственного института международных отношений МИД СССР.
После окончания вуза трудился сотрудником советских и российских загранучреждений в КНДР и Республике Корея. В 1978–1983, 1986–1993 годах работал переводчиком, старшим экономистом торгового представительства СССР в КНДР, представителем Союза советских обществ дружбы в КНДР, директором советского культурного центра «Волга» в Пхеньяне.
В дальнейшем работал сотрудником восточного управления Министерства внешней торговли СССР, научным сотрудником Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН, в МИДе
С 26 декабря 2014 года — чрезвычайный и полномочный посол Российской Федерации в Корейской Народно-Демократической Республике. Награждался орденами Дружбы (2018), Александра Невского (2024), а также орденом Дружбы I степени (КНДР, 2015).
Владивосток и Южное Приморье стояли наособицу в интересах Александра Ивановича, и профессиональных дипломатических, и даже личных: когда он ехал из Пхеньяна в отпуск, обязательно останавливался с членами своей семьи на несколько суток во Владивостоке, «сходить в Мариинку, в картинную галерею, не с дипломатической миссией, а просто как частное лицо. Сугубо частная жизнь для нас в Пхеньяне была роскошью». Он был другом для многих журналистов во Владивостоке. Особенно тех, кто занимается международной и экологической тематикой. И всегда для журналистов из Приморья двери посольства в Пхеньяне были открыты, а помощь, если требовалась таковая, поступала незамедлительно. Именно благодаря телевизионщикам и газетным публицистам Владивостока Александр Иванович в своё время буквально двумя решительными действиями остановил печально известное северокорейское браконьерство в территориальных и заповедных морских зонах Приморского края.
Вот как мы рассказывали о решениях и действиях этого выдающегося российского дипломата в 2019-м году, когда шхуны из Северной Кореи приходили тысячами и десятками тысяч, дело доходило до гибели большинства корейских рыбаков, когда они терпели многочисленные крушения, а наши морские и сухопутные пограничники не знали, что и делать. Формально поводом для захода этих утлых судёнышек в наши воды была статья международного морского законодательства, которая разрешает (и до сих пор) судам под разными флагами входить в территориальные воды других государств, если судну и экипажу угрожает опасность. Тогда Александр Иванович как раз и искал выходы этих противоречий в международном праве. Против Северной Кореи вводились санкции ООН, в первую очередь из-за ядерной программы, но и из-за браконьерства — тоже; тогда северокорейские шхуны добирались и до Хоккайдо, и даже до Южных Курил.
Позиция посла Мацегоры была такой: «Санкционный режим, очень жёсткий санкционный режим, определён соответствующими резолюциями Совета безопасности ООН, за который мы голосовали, кстати говоря. Россия безусловно выполняет все пункты резолюций, которые были приняты в отношении КНДР. Это жёсткие пункты, они ограничивают наше сотрудничество в экономической области, финансовой области, осложняют сотрудничество в других практических областях…» И узнав о фактах входа северокорейских шхун в морские акватории Приморья, посол в ходе беседы с заместителем министра рыбного хозяйства КНДР Ким Чхан До обратил внимание на нарушения корейскими рыбаками правил и норм лова в российских водах, сославшись в том числе и на материалы журналистов из Приморья.
Тогда, в 2019-м году, чрезвычайный и полномочный посол РФ в КНДР Александр Мацегора двумя нотами, убедительно подкреплёнными доказательной базой, и одним решительным визитом в Министерство рыбного хозяйства в КНДР в течение 10 дней остановил все заходы браконьерских северокорейских шхун в воды Дальневосточного морского заповедника. Просто потому, что Александр Иванович как дипломат самого высочайшего ранга в международной иерархии знал, что лучшие источники информации — свои же. Так он запросил от экологических журналистов и специалистов природоохраны из Приморья всю фактуру, когда некоторые бывшие северокорейские начальники в больших погонах из военных рыбхозов, несмотря на очевидный ущерб политическим отношениям между нашими странами, были готовы нарушать все имевшиеся двусторонние договорённости ради уловов кальмаров и крабов. Начальники эти явно пострадали, и про их судьбы и их погоны мы на самом деле не знаем, но уже семь лет, как ни одна северокорейская браконьерская шхуна в наши заповедные, да и просто в территориальные воды Приморья не пришла.
И когда этот результат Посла и Дипломата с большой буквы стал очевиден, экологические журналисты Дальнего Востока из пресс-клуба «Последняя среда» единодушно присудили Мацегоре чисто журналистскую награду «Женьшень конкурса “Живая тайга”». Причём лично, когда Александр Иванович ехал в отпуск через Владивосток, — не за публикации (тексты своих дипломатических нот он так и не предоставил, «секретно», улыбнувшись, сказал), а за результат, достичь которого в той ситуации никто не мог и даже не понимал, как это можно сделать. А вы говорите, экологическая журналистика — ай, про птичек и рыбок… Да нет, про нас с вами. Про то, останемся ли мы людьми на своей планете вне зависимости от того, в каких государствах мы живём, на каких языках говорим и каким богам поклоняемся. И экологическая дипломатия — не выдумка из фантастического рассказа, она реально существует и столь же важна, сколько и межгосударственная. И Александр Иванович Мацегора убедительно доказал это своей жизнью и принятыми им решениями…
Из интервью «Российской газете» в феврале 2025 года
«…Корейцы всегда очень положительно, по-дружески относились к россиянам. Это предопределено не только общей историей, наполненной примерами тесного сотрудничества и взаимопомощи. Обоюдная симпатия проистекает из особенностей национальных характеров — нам нравится в корейцах их огромное трудолюбие, целеустремлённость, национальная гордость и преданность родине. Корейцев в свою очередь привлекает в нас открытость, широта души, щедрость, преданность друзьям, простота в общении. В последние годы такое тёплое отношение к россиянам здесь стало ещё более заметным. Где мы ни бываем, везде нас встречают с улыбкой, пытаются поговорить по-русски, предлагают свою помощь».