Владивосток

-8°
88.16
92.01
Общество

17 января 2024, 09:40

Дженериков и боярышника хватит на всех

Автор: Марина Попова

Что у нас с лекарствами, выяснял корреспондент ДВВ

Дженериков и боярышника хватит на всех

Владивостокские аптеки излучают оптимизм: прилавки полны, импортозамещение в отличной форме. На смену лекарствам из недружественных стран пришли сделанные в государствах, с которыми сохранились партнёрские отношения, а также наши собственные, российского производства. Без лекарств приморцы не останутся, в один голос уверили меня в нескольких аптеках краевого центра. 

— А как же детский нурофен? Родители жалуются, что суспензия пропала в аптеках, — спросила я одного из провизоров. 

— Ничего страшного. Вместо нурофена из Великобритании теперь нурофактор с тульской фармфабрики. В составе тот же самый ибупрофен. С другими препаратами та же картина. Не стало японского и американского антибиотиков, появились лекарства из Индии, Китая, Польши. Судя по всему, в скором времени возникающий дефицит будет активно восполняться медикаментами из Турции.

— Вас не смущает, что слишком много дженериков? Статистика утверждает, что копии оригинальных препаратов практически захватили российский фармрынок — на них приходится более 85 % продаж. 

— Нормальная ситуация. Весь мир пользуется дженериками. Во-первых, они дешевле, что для большинства людей имеет решающее значение, — уверенно объяснил провизор. — Во-вторых, до сих пор это спорный вопрос — что лучше, оригинал или копия. Это как с картинами: копии произведений великих художников порой становились такими же известными. Что касается захвата рынка, то это не совсем так. Российские заводы сейчас активно выпускают аналоги импортных препаратов и занимают 30–40 % рынка.

Берём, что дают 

Обойдя несколько аптек, стало понятно, что аптечные дела у нас идут хорошо, и даже можно сказать, совсем хорошо, беспокоиться решительно не о чем. Единственное, что огорчило лично меня: ни в одной из городских аптек давным-давно нет нужного препарата, которым пользуюсь много лет. Сегодня найти его можно разве что в Москве, но теперь он стоит около четырёх тысяч рублей вместо тысячи. Во Владивостоке взамен предлагается другой — тоже зарубежный, но менее эффективный, что проверено на собственном опыте. Цена — порядка двух тысяч. Вдвое выше, чем пару лет назад.

Хоть бы и этот не пропал. Российские производители к подобным лекарственным средствам пока не подобрались. Остаётся только надеяться. Надежда умирает последней. Ну да, вначале пациенты, мрачно подумала я и на всякий случай купила сразу три упаковки «своего» препарата.

— А ты заметила нехватку лекарств? — поинтересовалась у знакомой. — Нет. Мы по совету мамы, она врач, ещё летом запаслись всеми необходимыми импортными препаратами, которые на тот момент были в продаже: антибиотиками, противовирусными, обезболивающими, «от сердца, давления, живота» и даже от цистита — на всякий случай, уж очень эффективное средство. Сроки годности хорошие, хватит надолго. Дальше видно будет.

— Для меня ничего не изменилось, — ответил ещё один знакомый. — Прихожу в аптеку с рецептом, говорят, такого у нас нет, но есть другой, ничуть не уступает. Ни разу не было, чтобы заменитель не помог в лечении. Цены, да, заметно выросли. Но не критически.

В прошлом году Минздрав России предупредил о лекарствах, которые могут уйти с отечественного рынка. В списке было заявлено более 150 препаратов, названных потенциально дефицитными. Чтобы убедиться, все ли они на месте, зашла на сайт одной из крупнейших аптечных сетей Владивостока.

А уехал за границу, Б остался на трубе 

Из большого списка «дефицитов» выбрала самые известные препараты, и вот какая картина получилась.

Американский антибиотик «Амоксиклав» пропал. Вместо него периодически появляется и тут же раскупается его тёзка из Австрии и Словении. Но всегда есть российский «Азитромицин Санофи». По свидетельству экспертов, за 2023 год из российских аптек пропали такие действенные зарубежные антибиотики, как «Сивекстро», «Инванз», «Кубицин». Нет их и у нас.

«Анастрозол» (противоопухолевый препарат) — в наличии. Есть российский, белорусский и даже израильский. Исчез ряд импортных противоопухолевых препаратов, но на всех хватает тамоксифена.

Никуда не делись аскорбиновая кислота и аспирин Кардио. Вместо венгерского винпоцетина — российский. «АЦЦ» (от кашля) со всего мира — Нидерланды, Словения, Швейцария и, конечно, Россия.

Нет больше «Гилениа» — американского препарата для лечения рассеянного склероза (США), но есть российский «Несклер». Правда, в продаже он был лишь в августе. Цена шокирует — 62 953 рубля. Другие аналоги (их около десятка) вообще не появлялись.

Помахали ручкой препараты от давления — «Каптоприл Сандоз» (Германия и Словения), «Тахибен» (Австрия), но товар с тем же названием предлагают производители России и Беларуси.

Не стало метипреда. Это универсальный препарат, который применяется при лечении множества болезней — от ревматоидного артрита до гепатита. В Россию его поставляла Финляндия, но сейчас она ушла с российского рынка. На сайте фармсети метипред последний раз засветился в ноябре. Специалисты видят в этом большую опасность для пациентов-ревматиков: в случае резкой отмены препарата заболевания могут серьёзно обостриться.

Пугали, что в разряд дефицита перейдёт даже банальный противогрибковый клотримазол, но его вдоволь. Единственное, что смущает: среди производителей средства Муромский приборостроительный завод. На самом деле ничего такого: легальное, лицензированное производство. Парадоксы диверсификации российской оборонки 90-х: в те годы спасения ради пороховой завод начал выпускать сначала настойку боярышника, потом женьшеня и эвкалипта. Старый добрый вазелин, клей БФ-6, синтомицин, оксолинка, серная мазь, ацикловир — это всё муромские приборостроители.

Есть ещё порох в отечественных пороховницах!

Под натиском копий 

В аптеках есть практически всё, чтобы поддерживать здоровье и жизнь. И всё-таки осадочек остаётся. Для большинства обывателей, пользующихся базовыми препаратами, он практически незаметен, но для тех, кто вынужден принимать оригинальные инновационные лекарства, осадок довольно мутный и неприятный.

Тонкостей очень много. Сила подлинника не только в уникальном составе, но и в технологиях производства, источниках сырья. На эффективность влияют даже набор вспомогательных веществ и упаковка. Про это рассказывают специалисты. А простые люди делятся своими ощущениями. Жители Владивостока жаловались, к примеру, на дженерики, которыми вынуждены сейчас пользоваться. После их приёма они испытывали неприятные ощущения и боли в груди. Об этом писали местные СМИ.

У моей родственницы после приёма отечественного онкологического препарата возникли серьёзные проблемы. Хорошо, тогда ещё в аптеках хватало импортных средств. Четыре года покупали. Да, довольно дорого, но, безусловно, с пользой.

Сын подруги всегда страдал от ужасных «побочек» после приёма жизненно важного препарата производства РФ, который каждый раз ещё и выбивать приходилось. Сейчас парень в Сербии, пользуется зарубежным препаратом и впервые за много лет живёт полноценной жизнью, чувствует себя здоровым человеком.

И тебя вылечат, и меня 

Успокаивает одно — помереть всем не дадут. Власть о нас позаботится. К примеру, пропал у нас популярный препарат от сахарного диабета «Оземпик», и вот, пожалуйста, новогодний подарок. 27 декабря специальным распоряжением правительство разрешило двум отечественным компаниям выпускать российский аналог препарата с тем же действующим веществом без согласия владельца патента — датской компании Novo Nordisk.

Было ваше, стало наше. Отечественные оземпики уже прошли регистрацию. Более 4,5 млн россиян, страдающих сахарным диабетом, могут вздохнуть спокойно.

В правительстве заявили, что на фоне ухода с российского рынка зарубежных фармкомпаний или отдельных препаратов принудительная передача лицензии на производство инновационных лекарств допустима. Решение запустить производство аналогов «Оземпика» вызвано «крайней необходимостью, связанной с охраной жизни и здоровья граждан».

Ну, и знаменитый боярышник с корой дуба никто не отменял. В лесах и аптеках этих снадобий пока хватает.

P. S. Несколько попыток получить комментарий о ситуации с лекарствами у пресс-секретаря минздрава Приморского края остались безуспешными. Все звонки были проигнорированы, хотя я сообщила автоответчику, кто, откуда и зачем хочет немного отвлечь чиновника от дел насущных. 

Слушать

С нами на волне

Vladivostok FM106.4 FM