Владивосток

+8°
93.29
99.56
Туризм

09 ноября 2022, 10:07

Фалаза. Хребет по расписанию

Автор: Александр Сырцов

Какими сюрпризами «потчует» туристов Ливадийская горная цепь в южном Приморье

Фалаза. Хребет по расписанию

После первого в моей жизни восхождения — на гору Фалаза, жемчужину Ливадийского хребта, — прошло три дня. Ощущение полного физического опустошения мало-помалу сменилось гордостью (я это сделал!), а затем и навязчивым желанием вновь отправиться в поход к новым вершинам. Но уже подготовленным бойцом, а не «хвостовым» в нелепой зимней куртке и тяжёлых ботинках.

Старшая нашей группы товарищей, китаист-переводчик Анна, в которую некоторое время назад вселился дух природы и стихии, а может, и самой лунной богини Чанъэ, заранее дала указания: что с собой брать из съестного и аксессуаров, как одеваться и обуваться, к чему готовиться. Она договорилась с группой «Ходоки», бывалыми туристами, среди которых немало крепких жилистых пенсионеров, что мы примкнём к ним. Амбициозная фраза «Если что, мы от них оторвёмся!» звучала как вызов всей наработанной годами системе горных каст, среди которых есть даже «лоси».


На заметку

Для оценки сложности предстоящего похода среди туристов используются условные категории: для «лежачих»; для сидячих; суперлайт; лайт; средней сложности; для подготовленных; для хорошо подготовленных ходоков; для очень хорошо подготовленных; для «лосей».

Делается это для того, чтобы поход не стал тяжким испытанием для одних участников, а для других не превратился в обузу постоянно кого-то ждать.

4 ноября электричка Владивосток — Тихоокеанская была забита под завязку. Тяжёлые рюкзаки и крепко сбитые кроссовки выдавали туристов. Много пенсионеров, спешащих по своим утренним базарным делам, подвыпивших бродяг, как же без них… Особняком смотрелась женщина, из сумки которой пялили зенки замороженные селёдки. Оказывается, жив старина железнодорожный транспорт, да и вообще жизнь кипит вокруг! «Ходоки» копили силы в тёплых вагонах. Мы же, назвавшиеся «Четырёхстопным ямбом», хихикали, разложившись в прохладном тамбуре, и даже не представляли, какие испытания нас поджидают совсем скоро. Лишь напросившаяся в поход такса Рада, она же Нерпочка, мудро копила силы; она уже взбиралась однажды на Ливадийскую, помнит её острые курумы.

Едва все высадились в Анисимовке, как «Ходоки» (мне послышалось вначале «Огоньки», что тоже, в общем-то, даже точнее отражает их типаж) тут же задали темп всей честной компании. Те, кто приезжает к хребту на своих личных авто, а не электричкой, поднимаются по укороченным маршрутам. Нам же предстояло обойти нескончаемую падь, переправиться через горный ручей, «змейкой», вверх-вниз, штурмовать гигантскую сопку. И постоянно думать о расписании обратной электрички. Небольшой сбой в графике — и всё, где искать ночлег?!

На перевале «Капитанский мостик», где можно разглядеть все до одного изгибы гор, туристы отдышались.

— Так а где Фалаза? — осторожно спрашиваю многоопытных.

— Вон же она, сразу же за тремя перевалами!

Нечто недоступное скрывалось далеко за туманами. Шок.

Опытные ходоки, увидев мои мучения, советовали на будущее: «В этой куртке [формата аляски] вы до вершины не дойдёте. Нужно одевать термобельё, лёгкую флиску, а ближе к пику что-нибудь потеплее. Да и вообще — хоть Фалаза, хоть Пидан, хоть Лысый Дед встречают по одёжке».

Наши старшие товарищи оказались на редкость выносливыми ребятами. Пока мы взбирались на очередной перевал, жительница Владивостока Ирина Кириллова рассказала, что ходит в горы с 2000 года. Каждый раз маршрут можно варьировать. Вот эту тропу недавно облагородили: везде можно заметить бело-красные ленточки для ориентира, синие, белые и красные светоотражающие полосочки на стволах деревьев. Легенда о «фалазсских бабушках», сбившихся с маршрута несколько лет назад, но выживших в тайге благодаря лесным навыкам и оптимизму (пели песни для бодрости духа!), даёт о себе знать. Все подступы к горе как будто бы расчерчены опознавательными знаками. Народная тропа не зарастает, хотя людских потоков стало поменьше, чем в прошлые годы. Кедровых шишек тоже всё меньше. Неурожай, какая досада, — хмурится Ваня.

Ещё один ходок, Лёва, присел на павший ствол берёзы: «Что-то пульс постукивает, надо немного посидеть». Но не прошло и минуты, как наш герой уже рысью скрылся за горизонтом. Женщина, которой я устал наступать на пятки, заметила: «А вообще, здесь нужно наслаждаться природой, а не бежать сломя голову!»

Этим советом я пользовался до тех пор, пока меня не обнаружили остальные участники «Ямба». Телефон уже «насчитал» 10 км ходу.

Даже в ноябре природа Сихотэ-Алиня завораживает. Вот прилёгший бархат расстелил зелёную скатерть, сотканную из мха. Застолье украшают багряные ягоды жимолости Маака. Поодаль припали на чужую ветку рукавички клёна. Если присесть, можно услышать, как шепчутся вековые деревья. А отойдёшь от распадка — подступает тишина, какой в жизни не слыхивал.

Эти места давно сватают в так и не созданный толком природный парк "Южно-Приморский". Вместо этого разрешили вырубки в окрестностях села Тигровой. Местные жители, главным образом пчеловоды, опасаются, что туристическая Мекка, Ливадийский хребет, может потерять свою идентичность.  

...«Не успеем на обратную электричку!» — эта фраза вновь возвращает к реальности. И вот уже прошло полчаса, как от нас, а не мы от них, оторвались юркие «Ходоки», чтоб, минуя вершину Фалазы, сделать большую петлю.

Самым тяжёлым испытанием стало финальное восхождение. О Фалазе, по паспорту она гора Литовка, написаны сотни трактатов с советами. Но у всех путников, хоть бывалых, хоть дебютантов, с каждым шагом будто бы притупляется чувство времени и пространства. Кажется, что ты никогда не доберёшься до вершины, если только сама гора не приспустится к тебе и не подхватит своими лианами за руку в качестве снисхождения.

На вершине, в окружении мёртвых серых деревьев и цветастых оберегов, хочется только одного — бесконечно пить чай, заталкивать в себя вкуснейшие бутерброды с огурцами и колбасой и лежать. На это удовольствие всего полчаса, предупреждает Лёва. Бесконечный крутой спуск растягивается ещё на десяток километров, а всего наш телефонный шагомер насчитал около 25. И электричка от нас никуда не убежала и даже отсутствие в патриархальной Анисимовке подобия «гостевого домика» для спустившихся с гор не испортило настроения.

Мы покорили Фалазу, а она покорила нас!

Фото автора и сообщества «Ходоки»


Слушать

С нами на волне

Vladivostok FM106.4 FM