Владивосток

-8°
88.16
92.01
Общество

12 июля 2023, 13:28

Гайдай-парк, Чингисхан и эффект горбуши

Автор: Василий Авченко

Не пора ли занести дальневосточников в Красную книгу как исчезающий вид?

Гайдай-парк, Чингисхан и эффект горбуши

Фото: Михаил КИРЕЕВ/фотобанк Росконгресс. Программы по размножению тигров и леопардов работают куда успешнее, чем концепции по укоренению людей на Дальнем Востоке

Дальний Восток — регион не только самый большой, но и весьма малолюдный: на 40 % площади России живёт чуть больше 5 % её населения. Причём оно продолжает из года в год сокращаться. Кто виноват и что делать? На вечные вопросы попытались ответить участники VIII Всероссийской конференции «Демографическое развитие Дальнего Востока», прошедшей в Благовещенске.

Горы бюджетов, гроздья концепций

Слушая речи, видишь нехитрую закономерность. Чиновники оценивают положение оптимистично: проблемы есть, но мы их решаем, скоро решим окончательно, и вообще жить становится лучше и веселее. Независимые эксперты смотрят иначе, да и статистика говорит сама за себя. Да, на дворе не девяностые, отток замедлился, но не прекратился. Принимаются меры: программы, выплаты, стимулы, авиабилеты, ипотеки… Работает масса структур, осваиваются горы бюджетов, сочиняются гроздья концепций. И всё-таки сальдо не в нашу пользу. Вчера ситуация была очень плохой, сегодня она просто плохая. Программы по размножению тигров и леопардов работают куда успешнее. Лишних людей нигде в России нет, разве что в классике XIX века; так что бодрые заголовки вроде «Молодёжь поехала на Дальний Восток» лукавы.

Какие могут быть рецепты? Приамурский губернатор Василий Орлов предложил распространить льготную ипотеку на работающую молодёжь без привязки к семейному статусу: «Когда будет квартира, будет проще создавать семью». А также на соотечественников, приехавших из-за рубежа и получивших российское гражданство (в основном это, понятно, жители так называемого постсоветского пространства). Другая мера — налоговые льготы для работодателей, реализующих корпоративные демографические программы. Орлов — за контроль препаратов для прерывания беременности и за увеличение объёма ЭКО. А если и делать аборты, считает он, то только в государственных клиниках.

Глава комитета Совета Федерации по социальной политике Инна Святенко предложила гасить ипотечный кредит и передавать жильё в собственность после рождения пятого ребёнка, а многодетным матерям платить зарплату и пенсию за их благородный труд…

Мигранты: риск и потенциал

Отличную рождаемость на Дальнем Востоке сегодня показывают лишь Бурятия и Якутия. Но для нашего региона миграция всегда была важнее рождаемости. Сегодня нет ни каторжного Сахалина, ни энтузиазма комсомольцев 1930-х и 1960-х, ни сталинского Дальстроя. На повестке — другие методы, прежде всего экономическое стимулирование. И всё-таки мало кто из «большой» России отваживается переехать на Дальний Восток. Едва ли не единственный наш ресурс — опять-таки соотечественники по бывшему Советскому Союзу, прежде всего граждане среднеазиатских государств. «Жители СНГ, приезжающие к нам с семьями, — это и риск, и потенциал. С этой категорией мигрантов необходимо работать, учить детей русскому языку», — говорит кандидат экономических наук Светлана Мищук, ведущий научный сотрудник Института демографических исследований ФНИСЦ РАН.

Пожалуй, самая знаменитая мера, призванная вылечить запущенную демографию ДВФО, — дальневосточный гектар. Однако теперь не столыпинские времена, Россия — давно не крестьянская страна, и ждать миллионного потока переселенцев, привлечённых бесплатной землёй, не приходится. Впрочем, куратор этого проекта в Корпорации развития Дальнего Востока Кирилл Кузнецов не унывает (да ему и по должности не положено) и считает, что проблема лишь в технологии: «Мы изменим коммуникацию и будем показывать людям интересные участки. Не все знают, что Чингисхан родился на Дальнем Востоке (долина Делюн-Болдок, считающаяся родиной великого хана, тянется из Монголии в Забайкальский край. — В. А.). Если предложить гектар на родине Чингисхана — люди поедут! А если кто-то и уедет, то потом вернётся. Не сам — так сын или внук. Я называю это «эффектом горбуши».

«Золотое созвездие России»

Способны ли привлечь людей вещи нематериального плана — романтика, экзотика, тяга к приключениям? Нужно ли формировать выигрышный образ региона, снимать о нём кино, писать книги, оперы? Об этом шла речь на дискуссии «Уроки демографии», которую провёл руководитель Amur.life Игорь Горевой. Оказалось, проблема в том, что этого образа как чего-то цельного и общепонятного сегодня просто нет. «В социологии есть такое понятие — воображаемое сообщество, — поделился доктор философских наук, профессор Тихоокеанского государственного университета Леонид Бляхер. — Говорить об образе Дальнего Востока безумно сложно. Образ не выстраивается, дальневосточной идентичности не существует. Людей можно задержать здесь серьёзными материальными вливаниями, но укоренить нельзя».

Мэр Благовещенска Олег Имамеев предложил работать над брендами городов, чтобы на Дальнем Востоке по аналогии с Золотым кольцом появилось Золотое созвездие России: «В отличие от городов западной и центральной части России, образ наших городов размыт. Пятигорск — горы, Лермонтов — лечебные воды, Тула — оружие и пряник. Можно ли подобный ассоциативный ряд применить к Благовещенску, Хабаровску, Якутску, Магадану? Думаю, что нет».

Тут можно поспорить: уже то, что из Благовещенска невооружённым глазом виден Китай, создаёт неповторимый облик города, не говоря уже о том, что Благовещенск — родина русских динозавров! Правда, образ сам по себе, признаем вслед за Имамеевым, — не более чем «обёртка». Есть вещи фундаментальные — к примеру, цены на недвижимость, с которыми что-то нужно делать. Сама наша дальневосточная жизнь должна становиться интереснее, насыщеннее, перспективнее, богаче. Чтобы жить на Дальнем Востоке было комфортно, престижно и не так дорого, как сейчас. А картинка подтянется.

К вопросу о Дальневосточной киностудии

Уроженец Приамурья, российский сценарист и режиссёр Игорь Афанасьев верит в магическую силу кино. Однако новых фильмов о Дальнем Востоке мало, а старые выработали ресурс: «Думаю, сегодняшняя молодёжь, посмотрев «Дерсу Узала» Куросавы, не побежит на Дальний Восток». Есть планы открыть на Дальнем Востоке филиалы ВГИКа, ГИТИСа, «Щуки». Дело хорошее, но, как считает Афанасьев, это приведёт лишь к дополнительному оттоку людей из региона: «Человек, получивший вгиковский диплом, здесь не останется». В порядке альтернативы режиссёр предложил создать в Благовещенске Дальневосточную киностудию и даже более того — Гайдай-парк (знаменитый комедиограф появился на свет 100 лет назад именно в Амурской области — в Свободном; там же родился режиссёр Виталий Мельников и жил в детстве актёр Валерий Приёмыхов — впору говорить об «амурской кинематографической аномалии»): «Это будет уникальный парк, лучше, чем Диснейленд. В нём можно будет прожить всю эпоху кино, пройти кастинг, тут же сняться в фильме. Дело красивое, интересное и экономически выгодное».

Слушать

С нами на волне

Vladivostok FM106.4 FM