13 мая 2025, 15:50
К тигру — по-человечески
Полосатые земляки-дальневосточники Форестер и Тигуан доживают свой век в единственном в России хосписе для диких животных

Фото: Телеграм-канал Tiger house
В Ленинградской области есть оазис, где живут крупные кошки, которых «списали», в том числе амурские тигры-инвалиды. О кошачьем санатории, наших земляках и любви к отверженным — в материале ДВВ.
Хоспис «Дом тигра» находится под Санкт-Петербургом, в Выборгском районе. В лесу, где до недавнего времени не было даже электричества, живёт кошачья семья: супруги Дмитрий Ким и Яна Олейник, тигры, пумы, леопарды, рыси, лошади, лев и команда ветеринаров.
У каждого котика есть свой дом, а видеть жизнь усатых, полосатых и пятнистых мы можем только через социальные сети. А всё потому, что все эти «коты» были спасены от людей и эвтаназии. Именно здесь, в единственном хосписе в России и СНГ, покалеченные коты достойно проживают свою жизнь.
Дмитрий Ким, «папа» тигров, цирковой артист в четвёртом поколении — акробат и дрессировщик. Яна Олейник, «мама» тигров, ветеринар из цирка. Там же и познакомились.
Дмитрий Ким — «папа» тигров. В очередных гастролях на Кавказе Яну позвали проконсультироваться о здоровье местных тигрят. Они были в плачевном состоянии. Хозяин тигрят не хотел возиться с ними и предложил цену. Семья взяла в долг, и удалось выкупить одного малыша, второго не успели — скончался. Их первенца назвали Астон Мартин.
— Как всё-таки Яне удалось вас подбить на авантюру выкупить тигра и начать вашу благородную миссию?
Дмитрий: Просто Яна вернулась расстроенная после того, как увидела этих тигрят. Она сказала: «нам нужно это сделать — выкупить тигров». Я подумал, что себе дороже отказывать супруге и спорить с ней (смеётся). Выкупили, забрали, не смогли пристроить.
Яна: Астон Мартин — уже взрослый девятилетний наглый кот. Король эпатажа. Очень любит и ценит себя. Живёт в своём персональном лесу.
Астон Мартин — король эпатажа.
Фото: Телеграм-канал Tiger house
На данный момент Tiger house — единственные инициаторы в сохранении жизни крупных кошек. Это довольно затратное мероприятие: содержание, кормление, лечение. Сказывается дефицит специалистов в этой сфере, потому что эти животные опасные, и им требуется не только специальное содержание, но и особые условия безопасности.
В тигриной семье под Санкт-Петербургом есть и наши земляки — амурские тигры Форестер и Тигуан. У Форика, как его ласково называют в хосписе, фактически две с половиной ноги. Его заметили в Дмитриевке Черниговского района, когда он задавил собаку. После отлова сделали вывод, что полосатый попал в браконьерскую петлю, пытался вырваться, повредил лапу. Затем в него стреляли, в сердце не попали, но плечевую кость раздробили. Тигуан старше Форестера, его отловили в селе Бичевая района им. Лазо Хабаровского края. У Тигуана повреждена челюсть, сломаны клыки, нет пальцев на ноге.
Коты живут через «стенку» друг от друга, бодаются, в одном вольере жить не смогут, но возможно, чувствуют, что они одной крови и братья по несчастью. Яна рассказала о нынешней жизни дальневосточных хищников:
«Для судьбы Форестера и Тигуана приложили руку не только мы, но и центр «Амурский тигр», Росприроднадзор, известная авиакомпания, Московский зоопарк. Это получилась большая цепочка добра. Дать шанс на жизнь этим животным было совместное решение всех этих инстанций.
Коты хорошо адаптировались и чувствуют себя соответственно своим диагнозам. У Форестера в этом году предстоит коррекция одной конечности. Оба животных — тяжелейшие инвалиды и такими останутся на всю жизнь. Наша задача — улучшить качество их жизни, на сколько это возможно».
Слева — Форестер, справа — Тигуан. Фото: Телеграм-канал Tiger house
— В начале 2025 года произошёл пик нашествия краснокнижных амурских тигров в Приморском крае. Жители периферии с тревогой пережили зимнее время. Случился прецедент: две человеческие смерти от крупной кошки. Яна, вы как человек, который долгие годы живёт рядом с хищниками, как можете прокомментировать положение дел в нашем крае?
— Давайте не будем забывать, что ещё десять лет назад человек ещё не держал в руках телефон. А сейчас один тигр якобы может дойти от Дальнего Востока до Москвы. Очень много лживой информации в Интернете.
Любой выход тигра к человеку считается конфликтной ситуацией. Огромные соболезнования родственникам погибших от тигра в минувший год. В обоих случаях тигров обнаружили с тяжелейшими травмами. Был случай, когда тигр напал на охотинспектора — это нарушение техники отлова хищного животного. Характер травм инспектора говорили о том, что тигр не шёл его убивать, а покусал и убежал, защищался.
В другом случае рыбак пошёл ночью ловить рыбу в местах обитания хищника. Любое нарушение границ тигра может привести к летальному исходу. Стоит отметить, что все эти животные были отстрелены и поплатились своей жизнью.
Живя в регионе, где обитают хищники: у вас — тигры, на Камчатке — медведи, у нас — лисы, всё это накладывает на население определённые обязательства. Например, не отпускать на самовыгул скот и питомцев. Тигр самоподкрепляется, не осознавая этого, и забывает об охоте в лесах, потому что в деревне пища доступна.
— При том, что сейчас приморцы стали с напряжением воспринимать слово «тигр», мы понимаем, что это краснокнижное животное, которое обитает в нашей уникальной экосистеме, и его нужно сохранить, даже если оно не может выжить самостоятельно. Наверное, есть несколько вариантов развития жизни у тигров с инвалидностью: цирк, зоопарк и ваш хоспис. Какие минусы и плюсы у первых двух вариантов?
— В цирке инвалиды и хищники точно не приживутся. Там животные могут существовать, только если они здоровые и полноценные. Животных из дикой природы не возьмут туда, потому что они тяжелее адаптируются, они испытывают стресс от нахождения рядом с людьми.
Зоопарки принимают таких животных по программе сохранения видов. Но сейчас, к большому сожалению, они утрачивают свою функцию сохранения разнообразия и либо превращаются исключительно в коммерческий проект, либо в «коммерческие плодильни».
В Tiger house нет посетителей. Животные с тяжёлой судьбой испытывают стресс при виде человека. К команде, которая постоянно находится рядом с ними, тигры уже привыкли. Они не выставочные экспонаты, не коллекционные артефакты, Яна называет их членами семьи:
«Они члены нашей семьи, и человеческого внимания они хапнули столько, что заслуживают от этого внимания отдохнуть. Мы живём с ними 24/7, и мы не продаём билеты в свою жизнь. Несколько раз в год мы открываем свои двери для волонтёров и подписчиков. Люди имеют право видеть, на что идут их деньги и как наше дело развивается».
Хоспис обрабатывает порядка 150 обращений в год. Малышей обычно пристраивают, находят им новый дом. «Дом тигра» же принимает в свои вольеры взрослых, не репродуктивных, инвалидов, тех, кто нуждается в медицинской помощи и наблюдении, ведь именно у них лучшая команда ветеринарных врачей.
Работа команды очень большая. Яна и Дмитрий живут там же, в «Доме тигра». Их жизнь проходит в связке с хищниками, но они успевают работать. Спросила у них, помнят ли они свой первый контакт с большой кошкой. Оба уже и не помнят тех эмоций, на столько это стало «бытовухой». Ещё бы! Эти люди хищникам языки поправляют, в зубы смотрят, гладят и выкармливают их. Поинтересовались у супругов, что им даёт Tiger house:
Яна: Это образ жизни. Хочется решить проблему. Хочется, чтобы этим животным легче жилось. Хочется показать людям, что таким животным можно и нужно помогать. Мы даже не фундамент, мы ямка под фундаментом в плане культуре обращения с такими животными.
Дима: Это мечта. Я доволен, что смог найти решения и продолжаю находить их, чтобы организация существовала и развивалась. Я доволен, что могу дать супруге ту жизнь, которую она хотела. Как мужчина я доволен. Хоспис даёт нам интересный круг общения, поездки, стиль жизни. От начала и до конца наш мир построен вокруг «Тигриного дома».
Яна Олейник чешет бок тигра в хосписе Tiger house. Фото: Анастасия Илюшина/Online47
— Яна, может быть, напоследок вы бы хотели обратиться к приморцам как человек, который видел реабилитацию и последствия встречи Форестера и Тигуана с человеком?
— В обращении к приморцам я бы хотела сказать им спасибо! Спасибо, что амурский тигр до сих пор есть и людей адекватных там больше. Сомневающимся людям хотелось бы посоветовать окунуться в проблему, в её суть, не вестись на фейки. И помнить, что зверь не виноват. Это люди пришли к тиграм, а не тигры к людям.
Если уж вам судьбой сложилось жить на границе миров с этими животными, то нужно постараться сделать жизнь максимально бесконфликтной для всех. Гордитесь своей природой!
Форестер на перекусе.
Фото: Телеграм-канал Tiger house