30 августа 2024, 12:00
Киприан от душевных ран
Эксперты форума во Владивостоке: жёнам участников военной операции необходима специальная подготовка

Фото автора
На прошедшем во Владивостоке форуме Комитета семей воинов Отечества прошла встреча, поразившая многих делегатов. На мероприятии выступил отец Киприан, известный в миру как Герой Советского Союза Валерий Бурков. Ныне он — духовный наставник для родных воинов — участников специальной военной операции.
Судьба героя поражает. В 1984-м будущий священнослужитель и просветитель участвовал в боевых действиях в провинции Кандагар в Афганистане в качестве штурмана-авианаводчика. В одной из операций получил тяжёлое ранение, лишился обеих ног. Но, несмотря на это, он нашёл в себе силы вернуться в строй и продолжил службу, став символом мужества. За свои заслуги Бурков был удостоен звания Героя Советского Союза, а позже, пройдя духовный путь, принял монашеский постриг под именем отца Киприана, посвятив себя помощи нуждающимся.
Сегодня Киприан курирует духовную часть психологической работы с бойцами и их семьями, а помогает ему в этом Анна Гладкова, клинический и практический психолог. Вместе они используют метод, который называют «духовной психологией». Это не просто новый термин — в официальных учебниках его не найти, но именно этот подход доказывает свою эффективность на практике. Такая вот смесь науки и веры.
Основная часть разговора касалась женщин, ведь именно им приходится ждать мужей с фронта, справляться с бытовыми заботами и эмоциональными нагрузками. Анна советует им постараться принять ситуацию и обеспечить надёжный психологический «тыл». Если мужчина уверен, что дома всё в порядке и с женой, и с детьми, он будет эффективнее выполнять боевые задачи, а значит, больше шансов, что он вернётся живым.
Повествуя о духовной психологии, Анна привела цитату Иоанна Златоуста: «Не земные блага, не свойства вещей радуют нас, а мысль наша печалит и радует нас». Помимо этого, ключевыми факторами для женщин становятся вера, терпение и труд.
«Важно не просто закрыться дома и переживать, а необходимо что-то делать для своих близких. Молиться, обеспечивать тыл в доме, вступать в общественные организации и помогать фронту: плести сети, делать свечи, ездить в госпитали и так далее», — призывает Гладкова.
Но это разговор об ожидании. БОльшие трудности нередко поджидают семьи после возвращения мужей из зоны боевых действий.
В своём выступлении на эту тему отец Киприан отметил: «Мы должны готовить жён участников военной операции, чтобы они были готовы к изменениям в жизни. Если мы хотим сохранить семьи, то духовная и психологическая поддержка должна идти рука об руку». Он подчеркнул важность сочетания духовных и традиционных ценностей в психологии, добавив, что «классический психолог, не руководствующийся традиционными ценностями, может предложить женщине уйти из семьи, если ситуация сложная, вместо того чтобы работать над её сохранением».
На деле, когда муж возвращается домой, может казаться, что он сразу готов вернуться к прежней жизни и разделить обязанности. Однако это далеко не всегда так, и мужчинам нужно время для адаптации и работы со своими травмами.
«Важно относиться с терпением и с любовью, потому что, как говорится, лучший психотерапевт для человека, который возвращается с войны, — это его жена. Чтобы она могла стать для него хорошим психотерапевтом, конечно, она сама должна быть в хорошем, правильном, здоровом состоянии духа, души и быть готовой к этому. И мыслить не о себе в первую очередь, а думать о своём любимом, который вернулся», — продолжает Анна Гладкова.
Обсуждая тему поиска квалифицированных психологов, стало очевидно, что таких специалистов не хватает ни среди светских представителей отрасли, ни среди «духовных» (имеется в виду не только православие). Более того, нередко доверие вызывают лишь те психологи, кто сам побывал на войне или пережил утрату близкого человека. Во многих регионах есть опыт создания групп взаимопомощи, но работы в данном направлении ещё очень много.
В завершение встречи из зала прозвучал вопрос, возможно, банальный, но важный: какие они, жёны бойцов? Анна ответила гордо: «Это очень любящие женщины, готовые жертвовать многим. У них огромное сердце и большое терпение, и в хорошем смысле они готовы претерпеть даже боль».