19 мая 2023, 10:40
Кто дёрнул за английский язык
Школьную программу предложили избавить от очередного важного предмета

Не так давно в Госдуме нас в очередной раз удивили предложением убрать английский из школьной программы. Автор идеи, депутат Султан Хамзаев, настаивает на том, что программа и так перегружена, в ней с трудом нашлось место для курса начальной военной подготовки, и вообще, стране нужны «технари», а не «полиглоты». На фоне всех дебатов решили мы разобраться, насколько картина мира совпадает с той, что нарисовалась в депутатском сознании, и что обо всём этом думают люди.
Минус астрономия и черчение, плюс финансовая грамотность
Для начала выяснилось, что за последние 40 лет из школьной программы выбросили за ненадобностью немало интересного. Так, мы потеряли этику и психологию семейной жизни, чистописание, черчение и астрономию. Последний предмет федеральное министерство рекомендовало исключить в 2008 году. Занимательный факт: олимпиада по астрономии проводится на общероссийском уровне, но как вы её будете учить, дорогие будущие покорители космоса, там уже сами смотрите. Донельзя урезана география. Причём «не сверху», а на уровне руководства многих владивостокских школ.
С черчением — ещё грустнее. Особенно разочарованы преподаватели профильных вузов и колледжей, которым приходится учить студентов «с нуля». Зато многие взрослые выдохнули. Говорят, в прежние времена хорошо было, если у тебя папа с инженерным образованием, иначе все эти «сечения» и прочее не победить.
Но тут выяснилось ещё кое-что. Только за последние три года в программу, куда с таким трудом удалось втиснуть НВП, добавили сразу шесть новых предметов. Из нового и экзотического у нас и киноуроки на исторические темы, и финансовая грамотность в младших классах, уроки по искусственному интеллекту и курсы программирования, правда, только в отдельных школах. С 1 сентября этого года в школах введут предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России». До этого для средней школы начали преподавать основы религиозных культур и светской этики. Насчёт последнего, кстати, споры идут до сих пор.
Инструменты международного общения
Поговорить об отмене английского нам удалось с обладателем титула «Учитель года — 2023»; как ни странно, преподавателем английского языка из школы № 6 Владивостока Кирой Скрипченко. На вопрос, как быть с этим предметом, наш эксперт ответила, как истинный дипломат.
«Всегда нужно смотреть по ситуации. Для нас, региона, который тесно связан с Китаем, мотивация изучения китайского настолько актуальна, что не возникает вопроса, почему во Владивостоке есть школы, где учат китайский с раннего возраста, или университеты, где его изучают как второй иностранный. Поэтому если есть спрос, будет и предложение. Главное, чтобы это было актуально, потому что наука, культура, искусство, многие сферы останутся, и взаимодействовать мы в любом случае будем. И пока международным языком остаётся английский, пока нам актуально изучать его для того, чтобы представлять Россию на международном уровне, пока есть эта потребность, я думаю, что мы будем изучать этот язык».
Мнения опрошенных родителей по этому вопросу разделились. Часть заявила, что не нужно ничего убирать, а лучше вернуть всё, что мы так бездарно потеряли (ах, астрономия)… Нашлась и немалая часть тех, кто выступил за исключение английского из школьной программы, предложив оставить его в качестве факультатива «кому надо». Тут хочется спросить, а кто из нас во втором классе или в пятом знал, что ему понадобится английский? Решали, конечно, не мы, решали родители.
Кстати
По данным ВЦИОМ, в России английский — самый популярный иностранный язык, но свободно владеют им лишь 5 % населения (хотя «в той или иной степени» с английским знакомы 63 %). По данным Kelly Services, среди выпускников вузов Москвы и Санкт-Петербурга процент знающих английский немного выше — до 10 %.
Личный опыт
Я как человек, который свободно говорит на трёх языках, могу сказать, что выучила английский не в школе. С первого класса это были два урока с репетитором в неделю. Это можно назвать своего рода ставкой на потенциал и, как многие мечтали в 90-е, на то, что ребёнок выучится и уедет жить за границу. Но ни тогда, ни теперь я не могу представить себе жизни где-то ещё, кроме Владивостока. Со знанием английского, который мне не пригодился, чтобы эмигрировать или найти высокооплачиваемую работу. Зато я запросто могу помочь потерявшимся иностранным студентам, перевести инструкцию к лекарству или прибору и использую его в других ситуациях, особо не обращая на это внимания. И не горжусь этим, потому что знания — это богатство, которое не обязательно тратить каждый день, оно просто есть, и его никто никогда не отнимет. Это делает нас теми, кто мы есть.
К чему это? В советские времена нас стремились вырастить образованными и разносторонними. И это удавалось тем, кто к этому стремился. Мы знали, где находится Эльбрус, знали, что у мыса Дежнёва Тихий океан встречается с Северным Ледовитым, знали, что великие реки Сибири текут с юга на север, несколько рек поменьше впадает в Байкал, и только Ангара из него вытекает. Инженеры запросто цитировали Пастернака, библиотекари умножали трёхзначные цифры в уме. Это не считалось чем-то выдающимся, это нормально — быть частью хорошо образованной интеллектуально-развитой нации. Среди старшего поколения данное качество до сих пор не утеряно.
Наконец, с утилитарного уровня «пригодится/не пригодится» стоит вспомнить ещё и об уровне физиологическом. Не секрет, что учить языки — полезно для мозга, примерно так же, как, например, играть на рояле. По данным исследований, изучение любого иностранного языка задействует доли мозга, которые отвечают за разные уровни нашей памяти; таким образом, лингвистическое развитие — это ещё и профилактика деменции. Понятно, что никто из детей не думает о том, что будет с ними на пенсии, им не до того. Они думают о том, что опять сложный английский с его неправильными глаголами и фонетикой, опять тесты, низкие оценки, если не сдашь, и тогда не купят новый телефон или отключат интернет на целую неделю. Всё те же дети, которые увлекаются играми, запросто хватают всё новое, потому что им это интересно. Здесь педагоги дают нам с вами важный совет. Вместо того чтобы нагружать детей ответственностью и заранее настраивать их на то, как это сложно, стоит воспринять изучение английского (да и вообще любого предмета) как интересную задачу, в которой главным результатом должен стать улучшенный ты. Такой же, только с большим количеством навыков или скилов, как говорят геймеры.
***
Так что, вопрос, учить или не учить язык, остаётся открытым, и пока ещё никаких решений по этому поводу не принято. И всё-таки… Попробовать освоить английский можно. И пока ещё такую возможность для наших детей из школьной программы не исключили. А если бы ещё и астрономию вернули, было бы вообще прекрасно.