12 июля 2025, 00:00
Лезть к нам — себе дороже
Хроника нарушений государственной границы на дальневосточных рубежах

(Окончание. Начало в № 27 ДВВ от 2 июля)
Начиная с 30-х годов минувшего века недруги десятки раз атаковали наших пограничников на суше и на море. И в роли нарушителей, как мы рассказали в предыдущем номере, выступали преимущественно японские и китайские подданные. А вот что касается воздушного океана, то в нём предпочитали куражиться в основном американцы...
Нарушения в воздухе
11 апреля 1938 года японцы решили проверить прочность наших воздушных рубежей. В 11:59 на участке заставы Полтавка Гродековского погранотряда 12 японских самолётов вторглись на советскую территорию. Попав под плотный огонь пограничников и бойцов пулемётного батальона, все они повернули обратно. Один из истребителей получил повреждения и совершил вынужденную посадку на советской земле. Пилот Маеда Сигеру был задержан и предан суду.
В 1944 году 15 раз американские пилоты (тогда ещё наши союзники) совершали посадку на Камчатке. Нарушения госграницы признавались вынужденными, так как это были самолёты, пострадавшие в боях с японскими лётчиками.
6 августа 1945 года группа советских пограничных катеров атакована двумя истребителями без опознавательных знаков в районе мыса Лопатка (южная оконечность Камчатки). Самолёты открыли пулемётно-пушечный огонь первыми, наши «морские охотники» стали отстреливаться. Бой длился 27 минут. 11 советских пограничников убиты, 14 ранены. Один самолёт-нарушитель удалось подбить из кормового орудия, куда он упал — неизвестно. Чьи самолёты атаковали наши катера — тоже загадка. Кроме японцев ими так же могли быть два 2-моторных бомбардировщика «В-25 Митчелл» ВВС США.
18 августа 1945 года огнём с танкера «Таганрог» над Амурским заливом на подлёте к владивостокской нефтебазе сбит японский истребитель. Пилот-камикадзе Циоторо Иосиро погиб.
1950–1955 годы. Именно на этот период холодной войны и гражданского конфликта на Корейском полуострове приходится основной массив нарушений ДВ границы. Начало положено в мае 1950-го, когда истребителем «Ла-11» над Чукотским полуостровом был сбит воздушный нарушитель «P-51 Мустанг» США. Подробности неизвестны.
8 октября 1950 года два истребителя-бомбардировщика «F-80 Шутинг стар» ВВС США во время боевого вылета в КНДР вторглись в воздушное пространство СССР и атаковали аэродром Сухая Речка в районе Владивостока. В результате налёта на земле повреждены 8 самолётов «P-63 Кинг кобра» ВВС СССР, из них один впоследствии был списан. В конце того же года — ещё два инцидента. В районе мыса Сейсюра (Приморский край) сбит двумя нашими «МиГ-15» самолёт-разведчик «RB-29» ВВС США; он упал в море, экипаж признан пропавшим без вести. Ещё один нарушитель — американский патрульный самолёт «P2V Нептун», который во время ночного вылета перехватило возле Владивостока звено советских истребителей «МиГ-15».
Остатки советского самолёта, уничтоженного на Сухой речке voenhronika.ru
6 ноября 1951 года. Патрульный самолёт «P2V-3W Нептун» ВВС США сбит над заливом Петра Великого в районе Владивостока, все 10 членов экипажа погибли. По утверждениям американцев, воздушный разведчик изучал погоду «в интересах Командования ООН для обеспечения боевых операций в Корее». Но странно, что без согласования с советскими пограничниками.
13 июня 1952 года. Самолёт «RB-29» ВВС США, совершавший разведполёт в территориальных водах СССР у мыса Овсянкина (Приморский край), сбит звеном истребителей «МиГ-15». По одной из версий, все 12 членов экипажа самолёта погибли, по другой — все были спасены и содержались в лагере для военнопленных № 21 под Хабаровском.
7 октября 1952 года. Очередной «RB-29» США сбит над южными островами Курильской гряды советскими истребителями «Ла-11». Упал в территориальных водах СССР в 3 км от острова Юрий, все 8 членов экипажа погибли.
Единственный случай, когда нарушитель остался безнаказанным, произошёл 15 октября 1952 года. Самолёт «B-47B Стратоджет», вылетев с авиабазы на Аляске, пересёк Северный Ледовитый океан. После чего, развернувшись, пролетел назад через Сибирь и Провидения и (вероятно, незамеченным) вернулся обратно.
В разгар холодной войны, начиная с конца 1952 года, над Приморьем и его территориальными водами начались жаркие вооружённые схватки. Так, 18 ноября в районе мыса Гамова палубные истребители с авианосца ВМС США, находившегося в 100 км от советского побережья, атаковали четыре советских истребителя «МиГ-15», примерно в 10–15 км от границы СССР. В результате боя каждая сторона потеряла по самолёту. 29 июля «RB-50G Суперфортресс» США без долгих раздумий был уничтожен в районе острова Аскольд.
7 ноября 1954 года. Очередной «RB-29» сбит советскими истребителями над Курильскими островами. Экипаж покинул машину с парашютами, десять человек были спасены американскими аварийно-спасательными службами, один утонул после приводнения.
Воздушный разведчик «RB-29», наиболее частый непрошеный гость в 50-х годах upload.wikimedia.org
17 апреля 1955 года. Разведчик «RB-47E» сбит в районе Камчатки советскими истребителями «МиГ-15», погибли все три члена экипажа.
22 июня 1955 года патрульный самолёт «P2V Нептун» США был атакован советскими истребителями над Беринговым проливом, после чего разбился на острове Святого Лаврентия, Аляска. Среди членов экипажа не было погибших, но почти все они пострадали. Инцидент произошёл в сложных метеорологических условиях и потому осталось неясным: нарушил американский экипаж наши территориальные воды или нет. Во избежание ненужных политических осложнений СССР согласился выплатить 50 % от затребованной американской стороной компенсации в 725 тысяч $.
Без умысла?
Предполагается, что нарушение государственных границ — умышленное деяние, которое надлежит немедленно и решительно пресечь. А если нарушение есть, а умысел не просматривается? Такие случаи нечасто, но также случались на тихоокеанских рубежах нашей страны. Что же касается преднамеренности... Наше высшее военное командование и политическое руководство могло иметь по этим эпизодам определённое мнение, однако официальные международные расследования (а проводились они не всегда) его частенько не подтверждали.
Наглядный тому пример — катастрофа пассажирского «Боинга-747», произошедшая в ночь на 1 сентября 1983 года. Самолёт по неустановленной причине отклонился от назначенного курса и вошёл в воздушное пространство СССР. Пролетел над Камчаткой, а над островом Сахалин был перехвачен и сбит истребителем ВВС СССР. Погибли все находившиеся на его борту 269 человек.
Ранее, 1 июля 1968 года, американский самолёт «DC-8 МакДоннел Дуглас» пересёк границу СССР в районе острова Итуруп Курильской гряды. На борту лайнера находилось более 200 американских солдат, следующих в зону вьетнамского гражданского вооружённого конфликта. Для перехвата нарушителя отправились истребители ПВО, принудительно посадившие «Дуглас» на нашей базе. После проведения расследования обстоятельств происшествия сам самолёт, солдаты и экипаж беспрепятственно выданы американскому правительству.
24 ноября 2020 года эсминец ВМС США «Джон Маккейн» на два километра зашёл в российские территориальные воды в заливе Петра Великого. И после «предостережения от большого противолодочного корабля Тихоокеанского флота РФ «Адмирал Виноградов» немедленно их покинул». Американская сторона пояснила, что включение залива в состав внутренних вод РФ противоречит нормам Конвенции ООН по морскому праву. Мол, «Россия продолжила притязания СССР, ...и проводя эту операцию, США продемонстрировали, что эти воды не относятся к территории России». Заявлять, конечно, можно всё что угодно, однако таких ошибок в «тестировании» американцы более не допускали.
И последний случай. 6 июня 2023 года лайнер «Боинг 777-200» индийских авиалиний совершал рейс из Дели в Сан-Франциско. По причине отказа правого двигателя запросил экстренную вынужденную посадку в аэропорту Магадана. Она прошла в штатном режиме, никто из 232 пассажиров и 11 членов экипажа не пострадал. Спустя двое суток, 8 июня, резервный борт забрал пассажиров с Колымы, экипаж остался чинить неисправный лайнер.
...Очевидно, все горячие новости о злобных и воинственных нарушителях нашей границы остались в далёком прошлом. За прошедшие десятилетия российские пограничники, бесспорно, убедили всех сомневающихся, что лезть к нам — себе дороже.