24 мая 2023, 10:33
Моя полиция меня оберёт
У отца ребёнка-инвалида отобрали машину без внятных причин

Больше двух месяцев житель Владивостока пытается выяснить, почему его лишили автомобиля, который сейчас ржавеет на неохраняемой территории, когда отдадут. И главное — почему полицейские не то что уходят от ответа, а убегают от него в прямом смысле слова. Завидев Максима (имя изменено. — Ред.), они оперативно пытаются скрыться.
11 марта Максим так и не смог доехать до работы. В районе Второй Речки его остановили автоинспекторы, сказали, что машину изымают, потому что у неё мутная история.
— К сотрудникам ДПС претензий нет. Максимально обходительные, вежливые ребята. Объяснили всё как есть: машина в ориентировке, задерживаем, повезём вас на медосвидетельствование. Машину доставим к отделению полиции, где находится заявление гражданки А., прежней хозяйки авто. Поинтересовались, как мне удобнее: ждать эвакуатор или доверить транспортировку машины сотруднику. Я, конечно же, выбрал второй вариант, — восстанавливает цепочку событий Максим.
Далее, с его слов, из отделения полиции вышел «какой-то полицейский (он не представился), попросил написать объяснительную, как ко мне машина попала». Про конфискацию, сказал, ничего не писать. Напоследок попросил ключи и документы на авто, упаковал всё это в пакетик и унёс. Ключевой момент: протокол изъятия даже если и был, то Максиму его не показывали.
— Я покупал машину официально, почему её отобрали, не понимаю. С материалами дела меня не ознакомили, о чём написала в заявлении гражданка А., не представляю.
Знает только от сотрудников ДПС, что год (!) назад заявительница отдала авто на реализацию, а денег не получила.
Случайно Максим узнал, что женщина написала два аналогичных заявления, не только на его машину. Дела ведут следователи одного и того же отдела полиции. Но второй автомобиль почему-то у хозяина не изъяли.
— Почему наказывают меня, а не того человека, который провернул какую-то аферу? — не понимает Максим. — На общественном транспорте с больным ребёнком по поликлиникам не наездишься. Почему моя семья должна нести финансовые издержки, постоянно заказывать такси?
У младшего сына Максима, четырёхлетнего Влада, серьёзная форма ДЦП. Медицинское наблюдение ребёнку жизненно необходимо, равно как и реабилитация. Она проходит не только во Владивостоке, но и в других городах. Мама Света фактически посвятила жизнь Владу, её цель — вырастить ребёнка полноценным членом общества.
Сейчас же самое главное — расшевелить полицию. Диалог с силовиками не клеится, на телефонные звонки они не отвечают. Максим не раз по несколько часов сидел в отделении в надежде застать хоть кого-то из тех, кто ведёт его дело. Однажды это удалось. Но со странной улыбкой Максиму сказали примерно следующее: «Человек, который вами занимается, ушёл в отпуск на месяц… Нет, на два».
Максим написал заявление в прокуратуру, пожаловался на превышение должностных полномочий со стороны МВД.
— Сотрудник прокуратуры прямо сказал: моя машина не арестована, не задержана. Никакие ограничительные меры не наложены. Я могу брать её и уезжать. Но как? У меня ни ключей, ни документов. Однажды случайно встретил полицейского, который у меня всё это отбирал. Попросил отдать. Он с испуганным видом пытался сбежать. Тут же появился его начальник, по всей видимости, и с ухмылочкой проговорил: «Я у вас ничего не изымал и ничего отдавать не буду… Вы нам ещё расскажите про добросовестного покупателя». Сейчас, как выяснилось, моё дело передали в другое отделение полиции. Всё начинают рассматривать по-новому. То есть опять ждать непонятно чего не меньше двух месяцев, — размышляет Максим.
Семья обращалась за помощью к губернатору, получили ожидаемый ответ: это не компетенция правительства. Написали на центральное ТВ в правозащитные программы и снова в прокуратуру.
ДВВ обратились за комментариями в прокуратуру Приморского края. Там пообещали провести собственное разбирательство.
Мы будем следить за ситуацией.
[Здесь находится галерея]
Комментарий специалиста
Анна Ватулина, юрист:
«Если вы официально приобрели автомобиль, поставили его на учёт, необходимо требовать, чтобы полицейские предоставили документы законного обоснования своих действий. Исходя из этого, будут определяться дальнейшие шаги. В порядке ст. 53 «Закона о полиции» вы вправе обжаловать действия сотрудников МВД РФ и требовать возврата имущества. Если вы собственник и добросовестный приобретатель, подавайте виндикационный иск (ст. 301-303 ГК РФ, истребование имущества из чужого незаконного владения) по правилам гражданского судопроизводства.
Первые отклики
«Была бы вторая машина, отдал бы вам»
Этот материал мы уже опубликовали в Тelegram-канале ДВВ. Приморцы активно обсуждают произошедшее, делятся советами, предлагают помощь. Вот некоторые из комментариев.
«Произвол какой-то. Семье надо обратиться в общество инвалидов, может, они помогут, порекомендуют, кого пнуть».
«Вот так у нас и происходит в нашем славном Владивостоке. Невинные люди страдают в то время, когда реальных нарушителей закона то найти не могут, то привлечь к ответственности».
«Может, попробовать осветить эту ситуацию через известных блогеров? Они умеют скандалы раздувать. Даже не знаю, что ещё посоветовать».
«Ситуация не единичная. У меня уже почти год машина в зависшем состоянии».
«Как показывает практика, жаловаться даже на самый верх часто бесполезно. Я писала на сайт президента по другим вопросам, касающимся ограничений для ребёнка-инвалида. Адекватной помощи так и не получила, отписки, и всё».
«Такие случаи у нас не редкость. Первый продал второму, тот недоплатил какую-то сумму, но успел продать третьему. Первый идёт в суд, и ему якобы «возвращают» машину, а ты как третий покупатель теперь типа судись со вторым. К сожалению, людям сильно не повезло».
«Терпения тебе, друг. Ситуация так себе. Честно говорю, была бы у меня вторая машина, отдал бы тебе».
«Если ты во Владивостоке или пригороде, обращайся. Отвезу, куда надо».