09 февраля 2024, 16:27
Может, скажет кто: «Климат здесь не тот»
Академик Юрий Кульчин — о том, как обуздать в Приморье тайфуны и почему важно ценить холодные зимы

«Такой климат, что ноги ломит, хвост отваливается» — перефраз из мультфильма про Простоквашино очень подходит для Приморья, где очередным природным откровением стал сильный штормовой ветер. Старожилы опознали в нём подзабытого «Суйфуна», а все мы переживали: выдержат ли мосты, кровли домов, деревья?
Переписываются климатические рекорды. Прогнозы не слишком утешительные. Может ли наука помочь «обуздать» стихию, мы поговорили в эфире радиостанции «Владивосток FM» с академиком Юрием Кульчиным председателем Дальневосточного отделения Российской академии наук.
— Юрий Николаевич, действительно ли в Приморье стали чаще встречаться явления, которые мы ранее не наблюдали? Можно ли говорить о том, что штормовой ветер, ледяной дождь скоро станут привычными?
— Да, в целом климат глобально меняется. Мы замечаем, что начинаем жить в других условиях. Хотя, честно говоря, вспоминаю своё детство коренного жителя Приморского края: сначала зимы были холодные, потом они стали теплее, а теперь мы снова возвращаемся к морозам.
Вообще погода и климат — две большие разницы. Погода — это сиюминутное изменение в окружающей среде, а климат видится на большом промежутке времени, сто лет и больше. Впрочем, детальные наблюдения за климатом начались относительно недавно. Видим, что в последние годы происходят сильные колебания погоды, но во что это разовьётся в динамике, нужно подождать, посмотреть.
— Что такое приморский климат в принципе?
— Мы находимся на границе между океаном и сушей. Они в равной степени оказывают очень сильное воздействие на нас. Так сложилось, что у нас есть на Дальнем Востоке Становой хребет, и если б не он, всё было бы по-другому. Хребет «регулирует» холодные ветра. Что же касается океана, это влажность воздуха, он играет роль аккумулятора температур. Поэтому по отношению к европейской части страны у нас всё «сдвинуто» на полтора-два месяца. Допустим, если весна уже наступила в центральной части России, то у нас, извините, ещё холодно, море не успело прогреться. Зато осень у нас длинная, золотая, замечательная, мы её все очень любим.
Все хотят, чтобы у нас не было зимы, но она должна быть. Обратите внимание: все, кто от нас уезжает в жаркие страны, страдает в отсутствие морозов. Зима — хороший санитар. Удивительно, что на севере нашей страны, к примеру, нет ядовитых растений. Такой защитный фактор, влияющий на биоту.
— Может ли как-то обычный человек повлиять на изменения климата?
— Ради интереса посмотрел тут карты Земли из космоса. Интервалом в 20 лет. Что показательно: двадцать лет назад наша планета ночью была достаточно тёмной, сейчас же она ярко освещена. Это говорит о том, что колоссальное количество энергии у нас сбрасывается в те районы, где на самом деле её не должно быть. А раз эта энергия выбрасывается, дальше она рассеивается в виде тепла. То есть мы изменяем температурный ландшафт нашей планеты. Возникают напряжённые потоки. Поэтому на таком примере можно сразу увидеть прямое влияние человека, «греющего» атмосферу, на климат.
Я оптимист. Нужно разумно подходить ко всем этим процессам. Иной раз человек пытался сильно вмешиваться в природу. Допустим, мы создали огромное количество водохранилищ и решали конкретную энергетическую проблему для развития индустрии. Но как только появились большие водные «зеркала», сразу климат стал меняться в этих местах в худшую сторону. А помните идею о переброске великих сибирских рек на юг? Представляете, к чему бы это могло привести? Самое главное — не навредить!
— В прошлом году на ВЭФ наука предложила властям свою помощь в климатической повестке. Позже появилась идея стратегического планирования по предотвращению чрезвычайных ситуаций, связанных с капризами природы. А можно ли встретить тот же тайфун во всеоружии?
— Приморье находится в этом плане в хороших условиях. Тайфуны-то зарождаются в южных морях, и мы можем, используя систему спутникового мониторинга, их заранее заметить. Те исследования, что проводятся много лет в ДВО РАН, позволяют оценить возможности того или иного тайфуна, спрогнозировать направление его движения. И, конечно, мы можем подготовиться к встрече ненастья.
Сейчас по инициативе губернатора края Олега Кожемяко мы начали проект по созданию здесь климатического центра. Он должен замкнуть разрыв между Росгидрометом и МЧС. Да, синоптики всегда расскажут, сколько осадков выпадет и что примерно произойдёт на реках. Спасатели знают, как можно ликвидировать данную ситуацию. А то, как её предотвратить, никто не говорит. Мы должны предугадать, что будет, подготовиться к этому, провести определённые мероприятия, которые позволили бы минимизировать последствия стихии. Планируем как раз такими вещами заниматься в климатическом центре. Мы работаем в связке с правительством края и, уверен, проблему начнём поступательно решать.
— На сваи, как в штате Луизиана, нам не придётся переходить?
— Приведу простой пример. Население, которое живёт на Дальнем Востоке и считает себя коренным, — главным образом это переселенцы из европейской части. Все они там жили в условиях равнинных рек, да и сильных паводков там не наблюдалось. Задача была: как можно ближе селиться к реке. А теперь мы каждый день испытываем проблемы с наводнениями. Казалось бы, что проще — взять и метров на сто передвинуть населённый пункт! Таким образом проблема навсегда закроется.
— А есть ли в приморском крае место, где максимально комфортный климат? Мы предположили, что это посёлок Преображение с его мягкими зимами…
— Всё зависит от вкуса. Мне так больше Арсеньев нравится. Зимой холодно, можно кататься на горных лыжах. Летом жарко, можно спокойно купаться в реке. Локальный климат везде присутствует. Вот ещё по поводу вмешательства как раз. Я родился в городе Находке, помню, что климат там был определённый в период моего детства. Но потом там срыли гору Брат, и всё резко поменялось. После этого в Золотой долине уже нельзя было возделывать виноград, как раньше.
— Активная городская застройка, в том числе высотными зданиями, как-то влияет на ситуацию?
— Мне не нравится то, как сейчас застраиваются наши города. Всё же должна быть правильная планировка. Город должен быть комфортным для человека, а если дома строятся окна-в-окна, друг к другу, то, конечно, это совсем не рационально. Слава богу, сейчас стали немного менять фасады домов, а ведь раньше как практиковалось: белый, сероватый фон и чёрные окна — представляете, какой контраст для глаз? Сейчас мы уже наблюдаем весёленькие яркие фасады, это хорошо.
Хотя, повторюсь, разумности в застройке того же Владивостока очень мало. Вот что произошло с Академгородком? Он должен был быть таким, как его новосибирский собрат, «город в лесу». Собственно говоря, так он у нас и планировался изначально. Ныне повырубали всё, ставятся гаванные коробки рядом друг с другом. Явно через какое-то время возникнут сложности из-за отсутствия социальной среды и инфраструктуры. Поскольку там поселится много людей, очевидны проблемы с транспортом, добавится автомобильных пробок… Поэтому призываю наших градостроителей думать в первую очередь не о быстрой прибыли, а о комфорте горожан.
— Юрий Николаевич, в эти дни Российская академия наук празднует 300-летие. Какие мероприятия планируются по линии Дальневосточного отделения?
— Первое, чем мы занимаемся в честь юбилея, — популяризацией научных знаний среди школьников, молодёжи. Главное же мероприятие по празднованию 300-летия пройдёт в Москве, в Большом Кремлёвском дворце, 8 февраля. А 19 февраля готовимся к чествованию дальневосточных учёных в Приморской краевой филармонии. Многие наши учёные заслужили высоких наград, нам есть чем гордиться. К примеру, знаем всё о наших минеральных ресурсах, что есть на Дальнем Востоке. В курсе, что происходит в Мировом океане. Наши специалисты разработали первых в мире интеллектуальных подводных роботов, решили проблему с жидкими радиоактивными отходами в регионе. Учёные создали новые районированные культуры, адаптированные под наш непростой климат, о котором мы с вами и беседовали. Перечислять можно долго!